Не до йеху, не пройти
Звон башенных часов. Почему именно башенных, если на сцене ни башни, ни основания её даже? Потому, что - гулко. Ну, и ещё, конечно, потому что все смотрят вверх. Выходят и - смотрят: стоят или садятся на лавочки, которые сами же и вынесли, и -подбородок сразу к небу.
Это, собственно, как раз и есть главные слова про этот спектакль: гулко и словно бы сверху. Поэтому и пробирает.
А что же те, кто смотрит? Они тут все - неспроста. Они тут все хоронят Джонатана Свифта - писателя, философа и декана собора Святого Патрика, что в Дублине.
Кто они? Ну, вы же сами читали когда-то, наверняка: лилипуты, великан Глюм, мистер Некто, йеху и гуигнгнмы, и прочие, прочие. В общем, многочисленные и разнообразные обитатели романов и сатирических памфлетов человека, придумавшего Гулливера. Обитатели дома, который он построил своими руками, хотя, точнее, фантазией. И, несомненно, с помощью Григория Горина, по пьесе которого и поставил свой спектакль худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев...
Горинские пьесы вызывают стойкую ассоциацию. В первую очередь - у большинства - с фильмами: "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви". Во вторую - с Марком Захаровым, эти картины снявшим, да ещё и ставившим Горина в "Ленкоме". Выходит вроде как монополия, однако Писареву удалось мало того, что её нарушить, так ещё и сделать это невероятно трепетно и пронзительно.
Он играет с аллегориями во всем: от смыслов до декораций. Вот вам опустившийся великан, сыгранный миниатюрным Григорием Сиятвинда, ищущий рыцаря Ланселота, чтобы сразиться с ним, а вместо этого истекающий соком. Вот огромная перевернутая чайная чашка, служащая одновременно и домом великого Свифта (сценограф Зиновий Марголин). Она состоит из отдельных окон, стекла в которых разбиваются на всем протяжении спектакля -словно чтобы впустить внутрь больше свежего воздуха.
Пьеса Горина основывается на биографии великого выдумщика. Все факты: и объявление Свифта сумасшедшим, и его завещание, согласно которому деньги и дом он оставил в пользу душевнобольных, и присланный в этот дом психиатр - доктор Симпсон, пытавшийся излечить своего подопечного. Но тут, конечно, сюжет жизнеописанием не ограничивается, потому что "Дом, который построил Свифт" - опять же - и гульче, и выше этого. Он - о свободе, о праве, о достоинстве и - о шаткости всего, включая нашу уверенность в правильности привычной картины мира. Недаром же Джонатан Свифт (Андрей Заводюк), сначала большие похожий на привидение, но после буквально искрящийся, не произносит за весть спектакль практически не слова: слова искажают мысли. Недаром педантичный рационалист доктор Ричард Симпсон (Антон Феоктистов) ближе к финалу окажется Гулливером на грани безумия. А Рыжий Констебль наконец прервет цепь своих перерождений в роли тюремного стражника и получит долгожданное освобождение.
Все они встретятся под занавес, чтобы проститься со Свифтом еще раз. Но лишь для того, чтобы встретиться с ним вновь: не в этой жизни, так в другой.