Владимир Алеников: Верховые прогулки помогают проветривать голову
- Владимир Михайлович, когда вы стали увлекаться верховой ездой?
- Уже в довольно зрелом возрасте. Мне, наверное, было лет двадцать с чем-то. Надо сказать, что рыцарские виды спорта меня привлекали с детства. В юности я вполне серьезно занимался фехтованием. У меня даже был первый разряд.
- Вы помните, как впервые сели на лошадь?
- Конечно. Это был незабываемый день. Мне было лет девять. Мы с родителями отдыхали в одной деревне на Украине. Там-то я впервые и познакомился с лошадью. Мне она ужасно понравилась. И я попросил, чтобы меня на неё посадили. Это было непередаваемое ощущение восторга, которое я запомнил навсегда. С тех пор стараюсь возвращаться к нему снова и снова.
- С чем можно сравнить это ощущение?
- Наверное, ни с чем. Даже быструю езду на машине с этим ощущением сравнить нельзя. Я знаю, о чем говорю. Еще в студенческие годы я купил мотоцикл. Гонял на нем по ленинградским улицам. Вроде бы тоже классно, но тем не менее это совсем другое чувство. Когда скачешь верхом, происходит удивительное единение человека и лошади. Вы как бы работаете в паре. Ведь лошадь хорошо видит вдаль и плохо вблизи. Поэтому во время быстрой езды по лесу или просто по пересечённой местности всадник должен внимательно следить за дорогой, и, если впереди ямы или еще какие-то препятствия, он должен успевать дать знать об этом коню. И, наоборот, лошадь издалека может почувствовать потенциальную опасность для человека и всегда старается предостеречь всадника. Когда в книгах или фильмах лошадь своим ржанием, фырканьем, испугом предупреждает героя о надвигающейся беде, то это не художественный вымысел, а вполне реальные повадки животного.
- Говорят, что лошадь - не только умное, но и хитрое животное…
- Я бы сказал чувственное и умное. У меня несколько лет была лошадь по имени Исповедь. Она жила в Подмосковье. Практически каждые выходные я старался к ней выбраться. И мы на несколько часов уезжали в леса и поля. Но бывали случаи, когда я подолгу к ней не приезжал. Она очень тосковала. И при долгожданной встрече всячески эти чувства мне демонстрировала: терлась об меня головой, не отходила ни на шаг. Это было удивительно.
- А сейчас у вас есть лошадь?
- К сожалению, нет. Но я все равно стараюсь при малейшей возможности выехать за город и покататься верхом. Это замечательная, абсолютная релаксация. Дело в том, что, когда скачешь очень быстро, отвлечься нельзя ни на секунду. Должна быть полная концентрация. Иначе есть большая вероятность, что либо лошадь угодит ногой в ямку, либо какая-то ветка хлестнет тебя по лицу. Да ещё так, что мало не покажется. Поэтому во время быстрой прогулки верхом ни о чем другом думать нельзя. Такой отдых помогает очень хорошо проветривать голову. И главное в этом деле – должно быть полное взаимопонимание между человеком и лошадью, они должны чувствовать друг друга.
- У вас есть какой-то свой особый подход к лошади?
- Никаких специальных приемов для дружбы с лошадью я не использую. Просто общаюсь, как общаюсь с другими животными, с собакой, например. Бывает, конечно, встречаются упрямые. Приходится подолгу разговаривать, что-то объяснять. Когда лаской, а когда и силу нужно применить. Но такое в моей практике редко было. В основном я с лошадью сразу нахожу общий язык. Помню, как-то ездили с женой и дочкой в Рязанскую область, там есть замечательная конюшня, хорошие маршруты. Я взял с собой нашу собаку Пенелопу, и во время одной из верховых прогулок мы вместе с ней помогали пастухам загонять коров в коровник. Было очень весело.
- Где обычно предпочитаете ездить верхом?
- В основном в Подмосковье. Мечтаю съездить на Алтай, там есть много чудесных верховых маршрутов. Но, к сожалению, пока не получается туда выбраться. Работа.
СПРАВКА
Алеников Владимир Михайлович - автор мультфильмов "Чучело-мяучело", "Пантелей и Пугало", "Переменка", "Дом", "Как Василь хозяйничал" и других. Автор сценариев и режиссёр фильмов "Биндюжник и Король", "Война Принцессы", "Улыбка Бога, или Чисто одесская история", "Жил-был настройщик", "Пистолет(с 6 до 7.30)", "Феофания, рисующая смерть", "Короли российского сыска".