Миссия выполнима
Обозреватель «Вечерки» одним из первых встретился с Дмитрием Ивановым, на которого цирковые возлагают большие надежды.
Генеральные директора в Росгосцирке менялись с калейдоскопической скоростью. Пытаясь вывести компанию из тяжелейшего системного кризиса, каждый из них искал свой, иногда радикальный путь решения проблем. Но директора уходили, а кризис становился глубже и шире.
И вот свершилось. «В цирке тиграм не дают мяса!» — эта кинофраза, крик души многих дрессировщиков, кажется, была услышана в Минкульте. Оно объявило конкурс на замещение должности генерального директора Росгосцирка в надежде найти человека, который выведет компанию из кризиса, накормит животных, вернет сбежавших за рубеж от глупости и непрофессионализма руководства выдающихся артистов, разгребет «авгиевы конюшни» и попутно совершит еще с дюжину подвигов. Конкурс на эту «галерную» должность в соперничестве с еще девятью отчаянными смельчаками выиграл директор Ижевского цирка, кстати, не входящего в компанию «Росгосцирк», Дмитрий Иванов.
«ВМ» попросила рассказать нового рулевого отечественной цирковой индустрии, как он планирует вернуть цирку былую славу и успех, а зрителям радость.
— Дмитрий Евгеньевич, как вы оцениваете современное состояние Росгосцирка?
— Некогда успешная цирковая фирма — сегодня многомиллионный должник. Разрушена грамотная гастрольная система, практически прекращена зарубежная и творческая работа. Компанию покинули лучшие коллективы и выдающиеся артисты. Это состояние можно характеризовать только как глубокий системный кризис.
— С чего вы планируете начать, если все так запущено?
— Ситуация такова, что необходима реализация целой системы антикризисных мер, которые позволят возродить компанию. Необходимо упорядочить, сделать понятными, прозрачными и взаимовыгодными отношения между Росгосцирком и директорами цирковых предприятий, артистами, продюсерами и администраторами, проводящими гастроли на коммерческой основе. Наладить разрушенные взаимосвязи, объединить все составляющие в единую систему, работающую на общий результат.
— Чтобы реализовывать эти антикризисные меры, нужны большие деньги...
— При подготовке своей конкурсной программы я договорился о нескольких инвестиционных контрактах, причем беспроцентных, которые позволят не только обеспечить стабильное положение компании, а это зарплата артистов, отпускные, деньги на корм животных, средства на создание новых постановок, аттракционы, костюмы, музыкальное и художественное оформление. Нельзя привлечь в цирк публику и повысить сборы и доходы компании, не создавая новых ярких произведений. В ближайшее время будут созданы три-пять новых цирковых спектаклей.
— Вы уверены, что деньги инвесторов вернутся?
— Еще и прибыль принесут. Цирк — искусство, инвестиционно крайне привлекательное. Только над этим надо серьезно работать.
— Вы выиграли конкурс в борьбе с сильными и интересными конкурентами. Поздравляя вас с победой, министр культуры Владимир Мединский рекомендовал привлечь к совместной работе авторов наиболее интересных программ. Вы возьмете соперников в свою команду?
— Безусловно, только уже не соперников, а соратников по цирковому цеху. Леонид Ситов и Андрей Кривошеин — профессионалы высокого уровня, в их программах были очень интересные проекты, которые необходимо реализовать для пользы общего дела.
— Из компании ушли многие знаменитые династийные номера и даже программы. Планируете их вернуть?
— Многие уже собираются обратно. Это не просто хорошие номера и программы — это объекты культурного достояния страны. Я считаю необходимым создание проекта с условным названием «Красная книга российского цирка», в котором были бы собраны и сохранены для будущего все выдающиеся цирковые произведения современности. Без этого знания, без династийных корней у цирка нет будущего. Росгосцирк должен собирать и аккумулировать всех лучших профессионалов: артистов, режиссеров, художников, композиторов. Таланты смогут прожить и реализоваться без компании, а вот компания без них обречена.
— Вы профессиональный музыкант. Вернете в цирки оркестры, ликвидированные предыдущим руководством?
— Обязательно. Обидно, когда оркестры играют только в фойе и антрактах, они должны стать неотъемлемой частью цирковых произведений. Например, как в спектаклях замечательной артистки и режиссера Таисии Корниловой.
СПРАВКА
Росгосцирк — самая крупная цирковая компания в мире. Сегодня объединяет более сорока стационарных и передвижных цирков (в том числе московское шапито «Радуга» на Флотской улице) и несколько десятков творческих коллективов. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре и Большой московский государственный цирк на Вернадского в систему Росгосцирка не входят и подчиняются Минкульту напрямую.
ДОСЬЕ
Дмитрий Иванов — профессиональный музыкант. В родном Ижевске работал преподавателем и концертмейстером в музыкальном училище, возглавлял Государственный цирк Удмуртии, был министром культуры Удмуртии.
ОБ АВТОРЕ
Вадим Гурович — автор и постоянный ведущий рубрики «Манеж» — представитель цирковой династии, цирковой режиссер и журналист, в разные годы возглавлявший пресс-службы Большого Московского цирка и Российской цирковой компании «Росгосцирк»