Прямиком в «Рай»
«Рай» — многослойная, философская, возможно, самая гуманная современная картина про Вторую мировую войну. Ее главная героиня — очутившаяся в концлагере русская аристократка-эмигрантка Ольга, роль которой исполнила Юлия Высоцкая.
Ольга помогала парижским силам Сопротивления и спасала еврейских детей. В нее влюблены эсэсовец Хельмут и француз-коллаборационист Жюль. Режиссер рассказывает историю своих персонажей при помощи интервью с ними, перемежая их реконструкциями описанных героями событий. По словам Кончаловского, зритель не увидит на экране груды мертвых тел и отрезанных голов, поскольку картина — не о физических страданиях, а о духовном насилии. Она о том, что режиссер всегда считал самым главным — о человеческих отношениях.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Кончаловский, режиссер, автор фильма:
— «Рай»я снимал исключительно для себя. Для зрителя я больше не снимаю картины. Извините. Когда я снимаю для себя, ощущаю абсолютную свободу. Это чувство близко к тому, когда автор берет ручку, белый лист бумаги и пишет произведение, не думая о том, будет оно издано или нет.
Когда взяли фильм «Рай» на конкурс Венецианского фестиваля, я обрадовался. <...> Мне очень трудно работать с теми, кого не люблю. А все артисты, которые играли в «Рае», мои любимые. Я — труженик или трудоголик. Снимаю фильмы, ставлю спектакли, делая это с любовью. Я хочу делиться с людьми любовью, ощущением жизни. И фильм «Рай» тоже вызван такими желаниями.
Ираклий Квирикадзе, режиссер:
— Вне всякого сомнения, фильм сделан мастером и сделан на самом высоком уровне. Очень красивая, стильная картина, снятая на черно-белую пленку. Много интересных режиссерских решений. Фильм передает дух Европы начала Второй мировой войны. С визуальной точки зрения лента — потрясающая.
В РОЛЯХ
■ Ольга — Юлия Высоцкая
■ Хельмут — Кристиан Клаус
■ Жюль— Филипп Дюкен
■ Гиммлер — Виктор Сухоруков
■ Роза— Вера Воронкова
■ Шульман — Жан Денис Ремер