Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Виктор Сухоруков: Все для людей. В новом фильме Андрея Кончаловского артист сыграл Гиммлера

Развлечения
Виктор Сухоруков демонстрирует фотографии с кинопроб на роль Гиммлера в фильме Андрея Кончаловского «Рай». Эта роль, по мнению актера, — самая невероятная в его артистической карьере
Виктор Сухоруков демонстрирует фотографии с кинопроб на роль Гиммлера в фильме Андрея Кончаловского «Рай». Эта роль, по мнению актера, — самая невероятная в его артистической карьере / Фото: Артем Житенев
13 октября на Международном кинофестивале в Рио-де-Жанейро показали картину Андрея Кончаловского «Рай». Этот фильм в начале сентября уже был отмечен «Серебряным львом» за лучшую режиссуру на 73-м Венецианском кинофестивале. Народный артист России Виктор Сухоруков, сыгравший в «Рае» одного из главных деятелей нацистской Германии Генриха Гиммлера, рассказал, как получил эту роль и о том, что его каждый день вдохновляет на качественную работу.

Сухоруков — из тех мастеров сцены и экрана, кто создает характеры и образы, запоминающиеся надолго. Но роль Гиммлера в фильме Андрея Кончаловского «Рай», по мнению актера, станет самой невероятной в его артистической карьере.

Виктор Иванович, как вы получили роль Генриха Гиммлера? Ведь прежде в спектаклях, поставленных в Театре Моссовета Андреем Кончаловским, вы заняты не были.

— Рассказываю любимой газете, первой. Ночью, после премьеры в Петербурге фильма Андрея Прошкина «Орлеан», в котором я снимался в роли Экзекутора, звонит телефон. Я был в гостинице и уже засыпал. Поднимаю трубку и слышу голос Кончаловского: «Виктор, здравствуй, извини, что так поздно, но у меня к тебе предложение». Не дожидаясь ответа, продолжает: «Я знаю — ты сыграешь эту роль, но мне нужно исключительное портретное сходство».

Я обрадовался и сразу согласился: «Андрей Сергеевич, о чем разговор, конечно! Только позовите, и я примчусь». Объясняя, что в Москве нужно будет сделать фотопробы, в гриме, в костюме, Кончаловский осторожно произносит имя моего героя — Гиммлер. Я согласился. Приезжаю в Москву, и меня охватывает паника: «Какой из меня Гиммлер?» Я не хотел даже идти на пробы, но помощники режиссера призвали к совести: «Андрей Сергеевич на вас надеется». На «Мосфильме» великолепный гример сделала мне грим, и через два часа в зеркале на меня уже смотрел Гиммлер. Эти фотопробы отправили за рубеж к Кончаловскому, и он тут же меня утвердил.

В фильме «Рай» французов играют французы, немцев — немцы, русскую княгиню Ольгу — Юлия Высоцкая, и только Гиммлера — Виктор Сухоруков.

— Хотите спросить — нет ли во мне немецкой крови? Нет. Западные партнеры вопили (фильм «Рай» совместного производства: Россия, Франция, Германия. — «ВМ»): «Кто такой этот Сухоруков? Почему он?» До того как меня утвердить, на роль Гиммлера Кончаловский искал актера по всей Германии и Прибалтике. Потом пробовали французов — тоже безуспешно. Андрей Сергеевич искал актера с неуемной энергией Гиммлера. Кстати, удивительный факт: Кончаловский прилетел ко мне в Крым, где в то время проходил фестиваль «Святой Владимир», чтобы обсудить со мной роль и сделать пробы в разных линзах и прическах... Так впервые в жизни я согласился на роль, не читая сценарий. Я безгранично верю Кончаловскому.

А как вы обсуждали роль Гиммлера?

— Андрей Сергеевич показывал мне документы, старую немецкую хронику, фотографии моего персонажа. Мною овладела страсть к игре, этакий азарт. Я не очень много размышлял о своем герое, я его играл. Да, было трудно. Вот хотя бы один факт: я учил текст, а прямо перед съемкой Кончаловский мне говорит: «Только что я его переписал, и ты будешь читать монолог на трех листах». Тогда я заперся в гостинице и, шагая по комнате в одним трусах, учил текст на немецком языке. Все три листа — хотя потом меня дублировал немецкий артист.

На съемки я полетел в Нюрнберг, в бывший старинный замок, сейчас там — карандашная фабрика. Такой атмосферы на площадке я не помню за всю свою немалую жизнь в кино. Пять камер одновременно снимали нашу сцену, но ни одной из них я не заметил. Мебель, окна, шторы, весь реквизит, люди и воздух — все было из гитлеровского времени. Я оказался в том мире и был Гиммлером. Без преувеличения.

Но Андрей Кончаловский постоянно менял задачи, давал новые задания, делал замечания, иногда суровые. Например, он упрекнул меня в том, что я «обслуживаю мундир».

Поверьте, такая работа была у меня впервые. А Кончаловский повторял: «Виктор, не думай о себе, забудь, что ты есть, речь идет не о тебе, а о Гиммлере». Он требовал от меня юмора. Учил сигару курить «правильно» — согласно этикету Третьего рейха, открывать шампанское, ходить, как Гиммлер. А самое главное — все делалось без остановки, снимался, учился, учился... За одну смену мы все снять не успели. Остались еще на день. Ночью мы снова беседовали с Кончаловским о моем герое. Если бы рядом со мной не сидел молодой, красивый, современный человек с мощным интеллектом — Андрей Кончаловский, — я бы свалился от упадка сил. Видя, что я едва стою на ногах, Андрей Сергеевич сказал: «Виктор, мы же занимаемся интереснейшим делом — снимаем кино, и надо это делать легко, вдохновенно, с куражом».

И после этой ночи в нюрнбергской гостинице вы легко сыграли Гиммлера...

— Казус в том, что я не помню, как я его играл! Зато помню, каким был и что делал Кончаловский. Он был вежлив и деликатен на съемочной площадке со всеми, независимо от статусов, званий, чинов.

Каждый из нашей группы был для него родным, любимым, необходимым, дорогим, соратником. Я был потрясен таким отношением. На следующее утро, второе утро в Нюрнберге, оставалось снять сцену, где мой герой посвящает немца Хельмута в рыцарский клуб «Мертвая голова» и надевает на его руку перстень. Я приехал, мы все сняли, и вдруг Андрей Сергеевич говорит: «Лучшего Гиммлера нам было не найти». Я уходил от режиссера с пьяными глазами, хотя ничего не пил, счастливый. И перед тем как сесть в самолет, почувствовал, что роль Гиммлера слетела с меня, как штукатурка после землетрясения, как шелуха, и я вновь — Витя Сухоруков. И так мне стало хорошо. Вдруг раздается звонок: «Виктор, вернитесь, мы ведь еще должны снять так называемый мастер-план, и вам предстоит сыграть всю сцену целиком». И мне пришлось снова облачиться в чудовищную шкуру создателя концлагерей, который подходил к узникам, мило беседовал с ними через колючую проволоку, а потом нюхал свои пальчики.

Виктор Иванович, когда вы произнесли несколько фраз на немецком языке, то напомнили мне другого своего героя — из фильма Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» — императора Павла I. Ведь он, как известно, был фанатом всего немецкого, и в жилах его текла немецкая кровь его матери — Екатерины Великой. Не помогла ли вам роль Павла в работе над Гиммлером?

— Когда я играл Гиммлера, я не то чтобы не помнил Павла I, я забыл о том, что мой герой — людоед, зверь, монстр. Напрочь забыл. Хотя рядом стоял бюст Гитлера, и весь антураж фашистской Германии был воссоздан идеально. Я выполнял актерскую работу, которую мне уготовил режиссер.Признаюсь, что я делал все, чтобы Кончаловский остался мной доволен. А шлейф прежних ролей я оставил дома.К счастью, изувер Гиммлер не успел в меня глубоко вползти.Если бы я играл его в театре, возможно, все было бы серьезнее. Я считаю Гиммлера зверем, дьяволом, убийцей, ненавистником человечества и, надеюсь, таким он получился в фильме Андрея Кончаловского.

Вы не первый раз сыграли такого жуткого человека. В фильме Алексея Балабанова «Про уродов и людей» ваш герой — явный подонок, а в фильмах «Брат» и «Брат-2» — киллер. Возможно, играя таких героев, вы извлекаете из себя все плохое и потому становитесь лучше?

— Я много работаю над собой в человеческом плане, чищу свой внутренний мир. Причем чем старше становлюсь, тем сильнее во мне желание быть лучше, чище, совестливее, нужнее людям. Скоро, 10 ноября, мне будет 65 лет.

Вы бодры и полны сил. Зачем говорить о возрасте?

— Все равно годы дают о себе знать. Они стучатся в суставы, в мозг, в память. Годы беспокоят даже сужением возможностей. Мне уже многих ролей не дадут из-за возраста.

Фильм Кончаловского «Рай» перекликается с последней лентой Алексея Балабанова «Я тоже хочу» своей темой — поиском и обретением рая. А есть ли он, рай? Верите ли в это?

— Я верю в продолжение жизни и в бессмертие души. А если выбирать между раем и адом, я предпочел бы оказаться там, где не будет скуки. Между прочим, «Рай» снимал тот же оператор, что и на последних картинах Балабанова — Александр Симонов. Так что сходство наверняка есть, по крайней мере, в изобразительных средствах.

Алексей Балабанов в своем последнем интервью, которое вышло в «Вечерней Москве» в день смерти режиссера, 18 мая 2013 года, высказал пожелание, что «хотел бы попасть в рай, потому что там его отец». Наверняка вы размышляли на эту тему, потому что Балабанов вас открыл и вы дружили?

— Алексей хотел верить в то, что его отец в раю, и поэтому думал, что тоже туда попадет. Но прежде всего Балабанов хотел к отцу, а рай или не рай — это уже вторично. Балабанов так любил отца, что эта любовь должна была привести отца в рай. А если серьезно говорить о рае, то мое мнение простое: нам бы на Земле создать рай или хотя бы остаться людьми. Главное — не вредить, не быть опасным, не стать предателем самого себя и своих близких.

А как вы относитесь к жертвенности? Из фильма Кончаловского следует, что в рай может попасть только тот, кто приносит себя в жертву ради спасения других людей.

— Жертвенность — необходима. Но если специально думать о том, на какую жертву ты идешь, — это уже коммерция. Причем крупного масштаба.

Если сравнивать работу с режиссерами Алексеем Балабановым и Андреем Кончаловским, то каковы будут выводы?

— Я счастлив, что трудился с Балабановым и сошелся с Кончаловским. Но соединить, связать двух режиссеров могу только своей биографией. Балабанов оставил меня, не попрощавшись. Мы начали с его дебютной картины «Счастливые дни» и пропутешествовали вместе в течение большого пути. А потом Леша пошел своей дорогой и даже не объяснил, куда он пошел и почему меня оставил. А я думал, переживал, терзался. История с Кончаловским совсем иная. Я давно знаю Андрея Сергеевича — и лично, и по его фильмам, но в работе мы встретились случайно, стихийно.

Простите за вопрос. Вас не было на похоронах Алексея Балабанова, почему?

— После смерти Алексея я придумал для себя некое поведение, которое можно назвать «неучастием». Алексей неожиданно умер, и я неожиданно «замолчал». Причем я имел неприятные свидания с некоторыми людьми, которые собирались писать книги о Балабанове. Они обижались на меня, когда я им отказывал в общении.

В то самое время, когда Алексея отпевали в Петербурге, я поставил за него свечку в Иерусалиме — в храме Гроба Господня.

Я никогда не мог понять такую черту Балабанова, как непостоянство в отношении к своим же картинам. Так, ленте «Счастливые дни» он в разное время давал самые разные оценки — от безусловной победы до полного поражения, от самой большой своей удачи до сокрушительного провала.

Какой его фильм со своим участием цените больше других?

— Лучшая картина — «Про уродов и людей».

А «Брат»?

— Он дал мне любовь народа, которую я к тому времени еще не заслужил.

Есть ли у вас любимые роли в театре, в кино?

— Люблю все роли, которые любит публика. Мой главный принцип: «Все — для людей». Если зритель принимает роль, значит, и я ее полюблю. Были роли, которые я никак не мог принять, прикипеть к ним душой, что ли, но публика говорила: «Виктор Иванович, успокойтесь, соберитесь, отличный спектакль, нам нравится».

И я, слыша и чувствуя зрителя, вторил: «Ах, вам нравится, хорошо — значит, я буду стараться». Не подумайте, что я заискиваю перед публикой или угождаю ей — ни в коем случае. Но я руководствуюсь желанием публики. Никогда не буду работать с режиссерами, для которых мнение зрителей не важно.

Приятно быть всенародным любимцем?

— Но ведь любят меня далеко не все. Недавно, этим летом, на даче на меня так бабы ругались.

За что?

— За то, что я им замечание сделал. Оскорбляли меня, обзывали.

А вы?

— Молчал. Опешил. Но речь не об этом. Не бывает, чтобы человека любили все, это даже неприлично. Почитайте на сайте Театра имени Моссовета по поводу моей игры — далеко не все отзывы положительные.

Вы сыграли целую плеяду правителей, которых народ не очень-то любил: Павла I, Никиту Хрущева. Согласитесь, артистов в России почитают больше, чем правителей. Может, вам известен секрет такой любви?

— Да, секрет есть — быть интересным другим. Говорю это не только как артист, но и как зритель. Если меня игнорируют как зрителя, то я буду отвечать тем же. Око за око.

В Америке, куда вы ездили со спектаклем Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи», какая публика?

—Своя. Наши — отщепенцы. Они заполняют залы, когда приезжают наши артисты и играют наши спектакли. И надо их обслужить, чтобы не забывали, что мы — один народ. Америка, Россия... С одной стороны — это территория, а вот когда ее превратишь в свой мир, сделаешь своим царством, пристанищем, тогда и она будет не просто территорией, а целым миром.

Как вы попали в этот спектакль Театра имени Вахтангова? Насколько мне известно, литовский режиссер Римас Туминас очень плохо знает актеров из других театров.

— С Римасом Владимировичем мы вместе учились в ГИТИСе. Я — на актерском, он — на режиссерском. Перед тем как позвать на роль Розенталя, Туминас ходил на спектакли с моим участием. Много посмотрел. Он для меня — учитель. Я учусь у него, несмотря на то что мы с Туминасом — ровесники. Признаюсь, что его наработки я использую с другими режиссерами. Он гений, который чувствует и опережает время.

Нет ли у вас намерения выступить в качестве режиссера?

—Я актер, лидер одной армии, на знамени которой написано: «Виктор Сухоруков». Я актер до кончиков пальцев. Думаю, что родился артистом, и надеюсь, что умру артистом. Актер и режиссер — это как два полюса мира.

Ваши коллеги отзываются о вас как о фантастическом партнере. В чем секрет такого взаимодействия?

— Просто я внимателен к каждому человеку, которому посвящаю свое время. Сейчас я полностью в вашей власти. И если вы делаете мне предложение взять интервью и я его принимаю, то я с вами честен, к вам внимателен и обязан сделать все, чтобы вы ушли от меня с чувством полного удовлетворения. Так и с партнерами.

Виктор Иванович, как ощущаете себя сегодня? Нет ли ностальгии по прошлому?

— У меня нет повода жаловаться — ни на время, ни на жизнь. Сегодняшнее время богаче и лучше всей моей прожитой жизни. Мой сегодняшний мир существования прекрасен. Вслед за поэтом хочется повторить: «Продлись, продлись, очарованье». Но я не умиляюсь, не торжествую, а живу и наслаждаюсь каждым днем. Хотел бы, чтобы моя жизнь продолжалась как можно дольше. Хотя страха перед смертью нет. А вот чувство ностальгии по молодости, которая невозвратима, присутствует.

В прошлом году на пресс-конференции Московского кинофестиваля, представляя фильм «Орлеан», вы утвердительно заявили: «Бог есть». Разве не знакомо вам ощущение того, что многих людей Бог покинул?

— То, что у людей нет Бога — вовсе не означает, что Бога — нет. Может быть, простите за смелое предположение, он находится в горшке с геранью? Есть некая сила, которая сохраняет в нас черты человека, а в каком она обличье, в каком месте — мы не знаем. К сожалению, современные люди позволяют себе такие поступки, на которые даже звери не способны, но это не означает, что Бог ничего не видит. Сегодня не напоминать надо о совести, а делать все возможное, чтобы остаться людьми. Пока мы в человеческом обличье, Бог — с нами.

Вы — везучий?

— Я бы так не сказал. Однажды я научился делать выбор.

Правда ли, что вы ездите в метро?

— А что в этом такого? В Москве — лучшее в мире метро.

Любите ли вы книги?

— Раньше очень любил, а сейчас нет времени на чтение. Я люблю эмоциональную литературу. Например, сильно умный Кафка — не мой автор. А вот Балабанов очень любил Кафку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Памятник на родине героя

Земляки поставили актеру Виктору Сухорукову, герою популярных фильмов, памятник в родном Орехово-Зуеве. Сухоруков сначала стеснялся: ну он же подвигов не совершал, а теперь даже гордится народным подарком (далее...).

Андрей Кончаловский получил "Серебряного льва" за режиссуру фильма "Рай"

«Серебряного льва» в номинации «Лучший режиссер» на 73-м международном Венецианском кинофестивале получил Андрей Кончаловский за свой фильм «Рай» (далее...).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.