Судьба тайного советника как приговор поколению
Ученик Петра Фоменко Владимир Космачевский рассказал печальную историю любви тайного советника предфашистской Германии к юной девушке, используя все возможности театра: свет, звук, сцену.
У героев вместо лиц — маски, грим, вместо голосов — ритмичные звуки, похожие на электронную музыку, вместо волос — парики. С первой и до последней сцены дом Маттиаса Клаузена (Владимир Коренев) — замок, который населяют монстры, призраки.
Прямым текстом в адрес обитателей замка — детей и родственников тайного советника — звучат эпитеты: пиявка, торгаш, кровопийца. Окружение тайного советника устраивает заговоры, козни против него и его возлюбленной Инкен (Анна Сенина).
Художник Юрий Хариков создает зловещее пространство грядущего Третьего рейха (пьеса написана в 1932 году), в котором чувство душится самым беспощадным образом.
Элегантные изобретения немецкой техники — велосипед, автомобиль, часы — выглядят более одухотворенными, чем люди. «Стрелки часов не повернуть назад», — звучит как приговор для влюбленного 70-летнего тайного советника. Дети, добившись опеки над отцом, доводят его до смерти. Мы видим готовую нацистскую армию, которая ради удержания власти и богатства не пожалеет никого. Тайный советник, посмевший узаконить свою любовь к девушке, обвиняется в бунте.
Клаузен и его возлюбленная тоже лишь отчасти люди. В противном случае у них были бы лица, а не маски. Они — часть этого общества. Тайный советник во многом породил эту дьявольскую семейку, давая должности и деньги дочерям, их мужьям.
Любовь к девушке могла бы его изменить, даже спасти, и он с открытым сердцем пошел ей навстречу. Но слишком поздно. До прихода к власти Гитлера оставались месяцы. Единственное утешение, что сын тайного советника Эгмонт не стал участвовать в травле отца. Все-таки не все стали частью замыслов конструктора нацистской Германии. Причем о политике в спектакле ни слова.
— За 30 лет, прошедших с начала XX века, Гауптман успел понять, что принесет нам этот век, и дать ему полную оценку, — рассказал «ВМ» режиссер-постановщик Владимир Космачевский. — Он ничего не предвидел. Он все именно увидел: как на фоне великих потрясений значение человеческой личности превращается в ноль. Единственная безусловная свобода, которая дана человеку, — это свобода распоряжаться своей судьбой.
Главный герой отменяет собственную биографию. Все прожитое — хлам! Но переписать жизнь набело ему не позволяют его же дети! В семье человек раскрывается полно. В отношениях с близкими проявляются интимные черты личности. Близкие становятся врагами, а далекие — родными. Но автор не останавливается и множит семейную драму на социальную.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Амина Жаман, актриса, режиссер:
— Во-первых, хочу отметить прекрасный материал — основу постановки. Я очень люблю творчество Герхарда Гауптмана. Пьеса актуальная, и, на мой взгляд, было бы интереснее адаптировать ее под XXI век. Во-вторых, не могу не сказать о великолепных актерских работах — порадовал весь актерский состав спектакля. Особенно мне понравилась работа Владимира Коренева. Он прекрасно сыграл свою роль тайного советника Маттиаса Клаузена.