Главное
Карта событий
Смотреть карту

Дайте мюзикл!

Развлечения
Дайте мюзикл!
Главные роли в мюзикле режиссера Дамьена Шазелла «Ла-Ла Ленд» сыграли Эмма Стоун (Миа) и Райан Гослинг (Себастьян) / Фото: Dale Robinette
Этот фильм претендует на звание главного кинособытия 2017 года. Столичные киноманы только и говорят что о мюзикле "Ла-Ла Ленд" режиссера Дамьена Шазелла...

Не успев выйти на широкие экраны, детище оскароносного Дамьена Шазелла завоевало сразу семь «Золотых глобусов» и застолбило место главного претендента на «Оскар». Впрочем, это тот случай, когда и завидовать не хочется, и злопыхать не получится.

Казалось бы, нам-то какой резон пиарить забугорные фильмы? А затем, что этот мюзикл помог москвичам осознать нечто важное про себя и про Москву. И, возможно, именно «Ла-Ла Ленду» суждено ключевым образом повлиять и на наше кино. Впрочем, по порядку. За рубежом в успех затеи никто особо не верил. Говорили, что Шазелл... ошизел.

Кому в XXI веке нужен оптимистичный мюзикл? Он давно сдан в архив, и даже в Америке, на родине жанра, последние два мюзикла — «Суини Тодд» и «Найн» — были сделаны лет десять назад. Но режиссер не отступал. И, кажется, специально дразнил, создавая кино в подчеркнуто бабушкином стиле. Он отказался от каких-либо спецэффектов, сделав ставку исключительно на атмосферу и воспоминание. Но оказалось, что все эти бабушкины платья, номера, снятые одним дублем, фортепианная музыка и, конечно, виды города действуют на зрителя до слез, до дрожи. До синхронного, всем залом, вздоха, когда окажется, что заявленная «история любви старлетки и музыканта» окажется совсем не историей любви. Предугадать это было невозможно, но факт налицо: история двух неудачников — официантки, мечтающей об актерской карьере, и музыканта-виртуоза, мечтающего о джазе, но играющего песенки в кабаках, произвела впечатление даже на тех, кто мюзиклы не особо жалует: на мужчин, на зануд, на уставших критиков и на молодежь...

Но главное — фильм позволил зрителю понять, что он хочет.

— После «Ла-Ла Ленда» особенно остро понимаешь, как хочется мюзикла. Но не чужого, а своего, — сказал после просмотра один из зрителей.

«Ла-Ла Ленд» — это дорогой подарок Лос-Анджелесу, представленному в каждом кадре и давшему название фильму («ЛА» — это ЛосАнджелес). Именно город помог режиссеру воплотить его задумку: перенести действие, происходящее в наши дни, в атмосферу прошлого.

Кафешки, сохранившие атмосферу прежних лет, звездная обсерватория, где происходит одна из самых красивых сцен фильма. Наконец, киностудия, в кафе при которой трудится героиня...

На месте «Ла-Ла Ленда» могла быть Москва, где прошлое оживает на каждом шагу ничуть не тусклее, а, быть может, даже ярче. Особенно обидно, что мы могли быть раньше. Несколько лет назад Валерий Тодоровский в «Оттепели» решил практически ту же задачу, что и Шазелл, соединив на одной площадке прошлое и будущее. Прекрасно переданная атмос- фера, песни, танцы... Как показывает ситуация, Тодоровский был в шаге от мирового шедевра. Но то был сериал для внутреннего пользования...

Что ж, успех «Ла-Ла Ленда» у нас еще раз подчеркивает, что жанр — принят. Как говорилось в одной из песен Рязанова, «хочется светлого». В нашем случае — хочется светлого и мюзикла, и про Москву.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 

Александр Журбин, композитор:

 Я под колоссальным впечатлением! Настоящий полнометражный оригинальный мюзикл, каких очень давно не было. Может быть, успех «Ла-Ла Ленда» подстегнет наших режиссеров. В последние годы ситуация с мюзиклом изменилась. В Москве порой идет по 5–6 мюзиклов в разных театрах, и всюду — полные залы. Когда-то, в 1975 году, когда я написал первый отечественный мюзикл «Орфей и Эвридика», о таком не приходилось и мечтать.        

Подкасты