Кинокритик Андрей Шемякин выразил свои соболезнования в связи с кончиной Алексея Петренко
- Случилось так, что "Прощание" Элема Климова, фактически снятое в 1981-м, вышло уже в 1982-м. И там Алексей Васильевич Петренко сыграл роль Воронцова - нового апостола, который над затонувшей Матёрой, то есть, по символике повести Валентина Распутина - малой родиной, всем своим видом, обликом, статью, говорил зрителям: "Верую, ибо абсурдно, ибо избавления ждать неоткуда". И последний кадр картины, снятый ещё Ларисой Шепитько, начинавшей свою ленту "Матёра", но погибшей в автокатастрофе, - это Древо Жизни.
Сила героя Петренко, а, в общем-то, и самого артиста, - в этой вере вопреки державному Абсурду, уничтожавшему ради высоких партийно-хозяйственных целей (сегодня бы сказали - "оптимизации") конкретную землю ради выживания Системы. И в тот же год вышла другая лента, о которой и хочу вспомнить в этот скорбный день. В "Грачах", уголовной драме - картина была не просто замечена, но вызвала полемику, - Алексей Петренко играет следователя, который ничего не может сделать в уже совершившейся трагедии. Герой Леонида Филатова, дитя "Оттепели", уверовавший в своё право убивать (ведь свобода же!), ставит зрителей перед фактом собственной моральной невменяемости. И это - личная трагедия героя Петренко. То есть, в мифологическом (ну, допустим, в метафорическом) пространстве фильма Элема Климова сильный человек может удержать жизнь от окончательной невменяемости, а в "Грачах" (снятых на Студии Довженко) - уже нет.
И вот думаешь о том, как странно оказались связаны эти роли, практически тезис и антитезис. А герой вроде один и тот же. Артист укрощает свой неистовый темперамент ради уверенности в выражении главной правды, которую излучает. Но в "Грачах", где правда криминальных обстоятельств раскрывается постепенно, - это ещё в какой-то мере и детектив, - личной истине Алексея Петренко уже не на что опереться. Но великий артист продолжал играть. И роли оставались необходимыми. Светлая ему память, - рассказал "ВМ" кинокритик, писатель, режиссер Андрей Шемякин.
ПО ТЕМЕ
Алексей Петренко. Жизнь пронеслась, как искра…
Все произошло так неожиданно, что… Как-то не получается осознать, что Алексея Петренко с нами уже нет. Но это печальная правда – актер скончался ночью 22 февраля, причины смерти пока не названы (далее...).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Алексей Петренко: «С любовью и благодарностью прощаю всех»
22 февраля не стало великого русского артиста Алексея Петренко. Он ушел в небеса в русскую Масленицу, и это символично еще потому, что в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» Алексей Петренко снялся в сцене дореволюционной русской Масленицы, которая навсегда вошла в историю. Об этом празднике Алексей Михайлович рассказал в одном из последних интервью «ВМ» (далее…).
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Юрий Грымов о смерти Алексея Петренко: Это очень большая утрата для всей нашей страны
Художественный руководитель Московского театра "Модернъ" в беседе с корреспондентом "ВМ" выразил свои соболезнования в связи с кончиной российского актера театра и кино (далее...).
Евгений Гришковец об Алексее Петренко: Ни разу он не повторился в игре. Каждый раз он привносил в роль что-то новое
Евгений Гришковец об Алексее Петренко: Ни разу он не повторился в игре. Каждый раз он привносил в роль что-то новое
- Мне посчастливилось играть на одной сцене - театра "Школа современной пьесы" - с Алексеем Васильевичем Петренко. В спектакле Иосифа Райхельгауза "Пока наливается пиво" (далее...)
Режиссер Валерий Ахадов: Уход Алексея Петренко - невосполнимая потеря
Советский и российский актер театра и кино скончался 22 февраля на 79-м году жизни.
- Уход Алексея Петренко - невосполнимая потеря. Как много я познал за три дня работы с артистом! Это был фильм "Руфь" по роману Джека Лондона с Ани Жирардо в главной роли. Алексей Петренко согласился сыграть небольшую роль учителя и сделал это блестяще! Фильм недавно показывали по телевизору, - рассказал "ВМ" режиссер Валерий Ахадов(далее..)