Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Евгений Марчелли поставил спектакль «Грозагроза» в Государственном театре Наций

Развлечения
Евгений Марчелли поставил спектакль «Грозагроза» в Государственном театре Наций
Актеры Павел Чинарев (Тихон Кабанов), Юлия Пересильд (Катерина) и Анастасия Светлова (Марфа Кабанова - Кабаниха) (слева направо) в сцене из спектакля «Грозагроза» по пьесе Александра Островского в постановке режиссера Евгения Марчелли  / Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Спектакль с текстом Александра Островского, сохранением всех героев, ситуаций - современный, новаторский, с новым взглядом на драму классика.

В ролях враждующих женщин (свекрови Кабанихи и невестки Катерины) - титулованные театральные актрисы, представляющие столичный и провинциальный театр: Юлия Пересильд (Катерина) и Анастасия Светлова (Кабаниха). Их героини - роскошные, горячие, цельные, умные, с сильным женским началом. Только Марфа Игнатьевна по своему положению и манере поведения королева (по-царски она одета), а Катя - принцесса, которая при двух любящих ее мужчинах Тихоне и Борисе (обоих играет один актер: Павел Чинарев) обречена на казнь. Вероятно, что режиссер воспользовался названием статьи Добролюбова "Луч света в темном царстве", и превратил богатую купчиху в царицу. А в образе странницы Феклы (Анна Галинова) явно проскальзывают мотивы пушкинской сказки "О царе Салтане" (очень она похожа на бабу Бабариху, которая вместе с поварихой "разбежалась по углам" и стала сплетницей и наговорщицей при другой госпоже).

Катерина выходит на сцену как арестантка (в грубом пальто поверх платья, и с перевязанной по-монашески платками головой), а уходит в вечность как жертва насилия, жестокости, тиранства и зверства. Но ее не закопали живой в землю, как требовала Кабаниха. Катерина сама выбрала царство Посейдона, спрыгнув в реку и став Русалкой. Ее полет вниз головой на самое дно, как и полет других несчастных девушек (в спектакле есть сцена выхода воинствующих русалок-амазонок из омута), показан с помощью новых технических средств, и он наполнен мистикой.

Вместо матушки Волги - некая "бездна вод" - болото, омут и чистая, прозрачная вода в бассейне с людьми и с рыбами. Юлия Пересильд перед тем, как броситься с обрыва в пучину, ныряет в бассейн, вмонтированный в пространство сцены. Зачем в "Грозе" бассейн? Отчасти с целью переноса в день сегодняшний, отчасти с намеком на знаменитый французский фильм "Бассейн"(1969 г) с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. 

Изобретатель Кулигин (Дмитрий Журавлев) верил, что просвещение и наука помогут человеку стать более свободным и защищенным от катаклизмов. Из примет и атрибутов современности - нервный перекур Катерины, Кабанихи и Варвары (Юлия Хлынина), а также высоченные каблуки на главных героинях. В спектакле Марчелли звучит мысль о том, что все, чего добились женщины за 158 лет феминизма и борьбы за свои права, - это присвоение мужских привычек и внешние вольности в манере поведения и в одежде. У зрителей непременно возникают вопросы: "Как бы поступила Катерина сегодня?". Юлия Пересильд играет Катерину так, что с ее чистой, парящей душой, неумением приспосабливаться к условиям и пребыванием на пике влюбленности (любовь с Борисом длилась всего 10 дней - так у Островского, и так в пьесе) другого выбора у ее героини не было ни тогда, ни сейчас.

В спектакле показаны мучения, страдания, терзания Катерины всеми способами и средствами. Ее унижают, пугают, бьют, душат, гонят и бросают, и она не может это терпеть, не потому, что у нее нет сил, а потому что она не видит в терпении смысла. Бориса, который тоже неволен в своих действиях, она прощает, но ждать его возвращения из экзотического Китая (в спектакле именно в Китай Бориса отправляет Дикой) она не может, не хочет и не будет. Детей у нее нет и вообще она - одна на всем белом свете. Все  в семьях, группах, при ком-то, а Катя - как Чайка Джонатан Ливингстон из повести Ричарда Баха, изгнанная из Стаи и дерзнувшая на высокий полет.

Катерина в постановке Марчелли несколько раз задается вопросом "Отчего люди не летают так, как птицы?". Но этот риторический вопрос она произносит до физической близости с Борисом. Любовь окрылила ее, освободила, дала смелость (с каким вызовом она признавалась в своем грехе мужу и Кабанихе), а потом превратила в Русалочку, ждущую своего принца на корабле, как в сказке Андерсена. В знаменитой датской сказке Русалочка "больше всего любила слушать рассказы о людях, живущих на наверху", и все отдала ради того, чтобы оказаться на земле. Это было временное путешествие, с неизбежным возвращением в свое подводное царство. Так, и в "русалочьем" спектакле Марчелли короткая жизнь Катерины - как роковой выход на берег, чтобы познать земную любовь, и вернуться в свою стихию. Поэтому в спектакле Катерина бежит по кругу несколько раз, словно по горячему песку неокрепшими ногами "русалочки". Круг - это вечный повтор жизни и души человека.

Борис и Тихон - как близнецы-братья, которых играет один артист, и каждый раз Катерина, как и большинство женщин, будет влюбляться в один тип мужчины (Катя разлюбила мужа, но любовь была). Круг - это данность, константа. Но пьеса называется "Гроза", и в этом явлении природы, конечно, главный смысл и драмы, и спектакля.

- И снова мир. Как равнодушье, как овал. Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал! - написал поэт-фронтовик Павел Коган в стихотворении "Гроза".

От революционной патетики образа Катерины никуда не уйти, потому что она, вышедшая из круга, из стаи, рисовала острые углы, о чем говорила, вспоминая свое детство и молодость в родном доме.

Гроза в спектакле Марчелли - в виде струй воды, которые льются с потолка сцены, - не совсем та, о которой писал Островский. Слабее, тише, но любовь - такое же сильное и опасное явление, от которого бывает много горя, позора и, конечно, полета души.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.