История страны, любви, войны ожила на театральной сцене
Словно с довоенной фотографии глядят на зрителей представители семьи хирурга Бороздина, сидящие за круглым столом. А уютное фото уже перерезано крест-накрест длинными белыми полосами. Как символ военного времени - и скрещенные в ночном небе лучи прожекторов, нащупывающих вражеские самолеты, и следы трассирующих в темноте пуль, и заклеенные окна. А еще больничные бинты: ведь доктор Бороздин (блистательная работа Александра Борисова) и его дочь Ирина (Анастасия Бухарцева) — военные хирурги. Оба рвутся на фронт, но нужны в тылу как воздух.
Война — испытание. Не всем дано его пройти с высоко поднятой головой. И если один стремится на фронт добровольцем, несмотря на броню (Борис в исполнении Дмитрия Олейника), то другой (Марк — Сергей Загребнев), пользуясь именем отца, тайком покупает эту броню, обрекая себя на вечное рабство у «поспособствовавшего» администратора — приспособленца Чернова (Владимир Щербаков). Произведений о Великой Отечественной много, но таких, которые бы выдержали испытание временем, — единицы.
Пьеса «Вечно живые» написана фронтовиком Розовым в самый разгар войны, в 1943-м, в госпитале. Поэтому и герои такие настоящие, и характеры выпуклые, ненадуманные. И рассказ честный, наотмашь. Со сводками военного времени, приподнято сообщающими, что война идет на вражеской территории, хотя при этом немцами взят Минск.
Что, мол, наступаем, только вот по двум направлениям немцы прорвались и идут на Москву. Трехчасовой спектакль пробивает до слез: он посвящен нашим бабушкам и дедушкам. Тем, кто не хотел отправлять сыновей на фронт, но отправлял. Тем, кто уходил туда, мечтая учиться, заниматься интересным и нужным делом, любить, воспитывать детей. По сути, спектакль Шапошникова — история этой одной большой любви. И история отдельно взятой семьи, в которой отразились судьбы всей страны. То есть наша общая история.
...Плывут над залом песни фронтовика Окуджавы, обнажая в нас нечто очень важное, восходящее к собственной генетической памяти: и правда — нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Геннадий Шапошников, режиссер:
— Пройти в рядах «Бессмертного полка» — честь. Но о наших павших нельзя вспоминать раз в год. Вечная память должна длиться бесконечно, раз она — вечная. «Вечно живые» — продолжение линии театра, которая есть и в «Моем бедном Марате», и в «Набате». Пьеса Розова «Вечно живые» — самая честная пьеса про войну, которую я знаю. Она — без прикрас, там есть любовь, человеческий выбор, все неприкрыто, обнажено. Она поистине шекспировского уровня.