Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Эпоха Старбакс и Макдональдс

Эпоха Старбакс и Макдональдс

Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

«Таганка» попросила прощения у Рыцаря Юрия Любимова, поставив последнюю пьесу Пушкина

Развлечения
«Таганка» попросила прощения у Рыцаря Юрия Любимова, поставив последнюю пьесу Пушкина
Фото спектакля «Сцены из рыцарских времен» / Фото: Александр Иванишин
Все смешалось в «Театре на Таганке» - рыцари, нувориши, Пушкин, Гоголь, Кафка, театр, кино, люди, призраки, ангелы, демоны, демократы и рабы...

Премьерная постановка Тимура Бадалбейли «Сцены из рыцарских времен» посвящена основателю  «Театра на Таганке» Юрию Любимову. Одному из самых сильных, великих рыцарей 20 века. Рыцарю на сцене и рыцарю в жизни. Борцу за свободу и за справедливость.

Любимов за свою долгую жизнь (ушел в возрасте 97 лет) неоднократно обращался к творчеству и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и к рыцарям разных эпох, включая русских декабристов (спектакль «Товарищ, верь»). Будучи актером на сцене вахтанговского театра, Любимов играл Моцарта в постановке Евгения Симонова «Маленькие трагедии» по Пушкину. Но в новом спектакле новой Таганки под руководством актрисы Ирины Апексимовой появляется с речью не Моцарт, а его антипод, его отравитель (по Пушкину) - Сальери (актер Дмитрий Высоцкий).

Придворный композитор возникает для того, чтобы сказать о гениальном Моцарте "Наследника нам не оставит он". Эта фраза имеет прямое отношение к личности Любимова, оставившего огромное наследство, но не наследника.

Его театр пытается достойно продолжать дело Юрия Любимова, играет его спектакли, вспоминает о нем и все еще обсуждает - прав или не прав был Юрий Петрович в конце своей жизни, когда не всегда по-братски относился к артистам. И в этой постановке "Сцены из рыцарских времен" звучит голос Юрия Любимова с одной из репетиций, где он говорит своей труппе: "В театре демократия не годится". И тут же поясняет: "Демократия годится для людей". По смыслу возникает вопрос: "Разве актеры не люди?". Очень даже возможно... Андрей Тарковский в своих "Дневниках" тоже подвергал сомнению, что "актеры - нормальные люди". Да, и фраза Чехова "Актеры - странные люди, да и люди ли?". Между прочим, Антон Павлович Чехов или кто-то очень на него похожий, только толстый и громкий, выходит в спектакле "Сцены из рыцарских времен", чтобы еще раз произнести главную фразу русской интеллигенции 20 века: "Надо по капле выдавливать из себя раба". Чехова играет все тот же Дмитрий Высоцкий. Он же играет Гоголя, Люцифера, Альбера (рыцаря из "Скупого рыцаря" Пушкина).

Но главный герой этого спектакля - Франц (Филипп Котов). Так зовут героя в пьесе Пушкина «Сцены из рыцарских времен», так звали одного из любимых писателей Юрия Любимова Кафку (режиссер поставил на сцене Таганки «Замок» Кафки, который упоминается в этой премьере) и в истории был немецкий рыцарь Франц фон Зиккинген.

В средневековом замке Эбернбург рыцарю Францу установлен памятник. Франц был особенным рыцарем - самым свободным из всех рыцарей, хотя и служил Максимилиану Первому и Карлу Пятому. Франц был покровителем бедных людей и борцом за справедливость.

К концу жизни Францу удается стать свободным, истребив из себя все рабство мира. Только какой ценой? Франц все потерял - деньги, любимую, отца, дом, терпел лишения, унижения, но пришел к высшей свободе и к высшему рыцарству, потому что ничего не взял за свои подвиги. Ни одной копейки. Все отдал людям, как это сделали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Высоцкий (его образ тоже есть в этом спектакле) и, конечно, Юрий Любимов.

Деньги в сложное экономическое время стали причиной раздора между Юрием Любимовым и его труппой. Но рыцарь Любимов, как и Франц, ушел, оставив театр, спектакли людям. Прошло мало времени с ухода Юрия Петровича, и до конца мы еще не можем оценить все, что происходило еще пять лет назад в «Театре На Таганке», но это рыцарское посвящение Любимову - не только признание в любви Мастеру, но и попытка извиниться за то, что предали своего Рыцаря и бросили. Посвящение - немножко ироничное, немножко робкое, по большому счету, мальчишеское, ученическое, но при этом явное, искреннее и красивое. С номерами из лучших спектаклей Любимова, с его голосом и с его прочтением стихов Александра Сергеевича.

Пушкин, по мнению Юрия Любимова, тоже был Рыцарем:

- Что ему, несчастному, не жилось? Его ведь любили? Но он постоянно был в экстремальных ситуациях, - объясняет Юрий Любимов актерам в записи.

Подкасты