Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Галина Волчек: Театру тусовкой не быть

Развлечения
Галина Волчек: Театру тусовкой не быть
21 июня 2017 года. Художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек во время творческого вечера / Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Творческий вечер главного режиссера «Современника» Галины Волчек прошел во «Дворце на Яузе», где на время ремонтных работ обосновался обосновался театр.

Повод для встречи со зрителями был знаменательным: ровно 45 лет назад Галина Борисовна возглавила «Современник».

Размышления о том, как она прожила эти годы, читатели прочтут, что называется, от первого лица.

ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ

С детства не дружу с математикой, поэтому ни годы, ни роли, ни спектакли не считаю. Всегда было плохо с точными предметами: еле окончила школу... А вот первыми зрителями «Современника» были физики: театр очень дружил с Ландау, Харитоновым. Мне перед ними всегда было неловко, потому что я ничего в физике не понимаю. Игорь Кваша рассказывал мне однажды о своем разговоре с Ландау. Они гуляли по набережной Коктебеля, и Ландау сказал: «Игорь, вы занимаетесь таким делом! Вы же радость производите!» Да, это правда — мы производим радость. Правда, моя личная самая большая радость — рождение сына. Отсчет жизни веду так: «до» рождения Дениса и «после».

БЫЛО БЫ НЕСКРОМНО

Я счастливый человек: Бог дал мне возможность общаться с великими людьми. С детства знала режиссеров Пырьева, Кармена, Савченко: они жили в нашем доме. Особое значение в моей жизни занимал Михаил Ромм. Мой папа — оператор и режиссер — работал с Михаилом Ильичем. Я дружила с дочерью Ромма Наташей. Мы с ней жили на два дома — один день у меня, другой — у нее. Как Ромм рассказывал об искусстве, о фильмах Чаплина — забыть невозможно. Мы слушали его часами. Знала Фаину Раневскую. Слово «дружить» не употребляю по отношению к этим великим людям, потому что это было бы нескромно и невежливо с моей стороны.

МОДА ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ

С тех пор как труппа выбрала меня руководителем театра, я стараюсь сохранить дело, которое начал мой учитель — Олег Николаевич Ефремов. Думаю ли я о том, кто будет после меня? Делаю это с первой минуты пребывания в этом кресле. Эстафету нужно передать тогда, когда ты сам еще можешь стоять на ногах. В театре удалось создать молодую труппу, которая, уверена, продолжит традиции русского психологического театра и не допустит, чтобы «Современник» превратился в модное место.

Олег Ефремов не создавал «модный театр», он создал «Современник». Не быть ему модным местом, и точка! Есть театры-прибыль, театры-тусовка, мы к ним не относимся. К счастью, такие понятия, как театр-дом, театр-семья, театр-искусство, никогда не исчезнут из нашей жизни.

ПРОЛИЛА НЕМАЛО СЛЕЗ

В конце 1970-х, после того, как меня назначили худруком, я написала заявление об уходе. Актриса, с которой мы начинали играть в «Современнике», любимая актриса и подруга, после одного спектакля мне сказала: «Ну вот, до чего ты довела театр!» В тот же вечер я написала заявление об уходе. На следующий день состоялся совет при театре, на котором меня уговорили остаться. Страшно вспомнить — сколько слез пролила я из-за обид своих любимых артистов! Один Гафт, с его трудным характером, столько раз устраивал мне испытания. Недавно я у него спросила: «Валя, а ты помнишь, что ты кричал, когда мы репетировали «Плаху»?» Разумеется, он не помнит.

Более того, говорит, что этого не было. Но у меня остались фотографии, как я рыдаю после той репетиции. А сколько раз нас вызывали на идеологические комиссии из-за спектаклей...

В 1967 году вызвали в ЦК вместе с Олегом Николаевичем Ефремовым из-за спектакля «Без креста» по прозе Тендрякова. В нем я играла старуху, хотя мне было 27 лет. Великий режиссер Питер Брук, который видел спектакль, не верил, что возможно так играть старуху, будучи молодой женщиной. Так что мой путь в «Современнике» трудный, но счастливый.

Галина Волчек: Театру тусовкой не быть Галина Волчек со своим учителем, народным артистом СССР Олегом Ефремовым. Фото 1977 года / Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

ТАЛАНТЫ И ЛЮБИМЧИКИ

Души не чаю в Мише Ефремове: не только потому, что он — сын моего учителя и прекрасной Аллы Покровской, а потому, что он... вот такой Мишка! Недавно он в «Современнике» репетировал спектакль «Амстердам». В нем он пьяного изображает. Смотрю, Миша багровеет, глаза кровью наливаются, и так страшно за него стало. Кричу: «Мишка, прекрати, хватит!» Ефремов своим существованием на сцене доказывает истину Станиславского: «Быть, а не казаться». Моя любимая актриса — Чулпан Хаматова.

Уникальная актриса, уникальная личность! Бесконечно люблю Костю Райкина. Так, как Костя отдается каждой роли, никто этого не делает. Для меня главное в артисте — его личность, индивидуальность, содержание. Если личность не вижу, не ощущаю, не рискну сделать из артиста звезду: без личности нет артиста. Счастлива, что на моих глазах в «Современнике» выросло не одно поколение личностей.

НАДОЕЛО!

Сниматься я любила, и мне посчастливилось играть у великих режиссеров, одним из которых был Григорий Козинцев. Почему давно не снимаюсь? Я устала от унижений и оскорблений, когда меня узнавали на улице и говорили: «Смотри, она же не такая страшная, как в кино!» Особенно ужасно, когда это происходило на рынке: прихожу за продуктами и слышу за спиной такое...

А два года назад в сериале «Таинственная страсть» я сыграла себя. Этот фильм снят по роману друга «Современника» Василия Аксенова, а продюсером его был мой сын Денис Евстигнеев.

ЗАБЫВАЯ О СЕБЕ

Великий Михаил Ильич Ромм утверждал, что со временем «кино убьет театр». При всем моем преклонении перед Роммом, не могу с ним согласиться. Театр — исповедальное искусство. И пока у человека будет потребность в исповеди, до тех пор люди будут нуждаться в театре. Театр, конечно же, должен быть живым — в этом его особенная прелесть. Но как этого добиться? Во-первых, держать руку на пульсе времени. А это означает полное информирование о том, что происходит за окном, в стране и в мире.

Во-вторых, уметь не реагировать на плевки в спину, удары и незаслуженную критику. В-третьих, забывать о себе во имя дела . В-четвертых, растить смену, передавать ей знания и опыт. А в-пятых, прислушиваться к мнению зрителей и играть для зрителей.

ДОСЬЕ

Галина Борисовна Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Окончила Школу-студию при МХАТ СССР им. М. Горького. В 1956-м Олег Ефремов и выпускники Школы-студии: Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков — организовали Студию молодых актеров, ставшую театром-студией «Современник». С 1972-го Волчек — главный режиссер «Современника», с 1989-го — его худрук.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.