Уютная атмосфера дореволюционного города открылась посетителям Третьяковской галереи
Как рассказала «ВМ» куратор выставки Ирина Лейтес, эта выставка — в первую очередь об ушедшей Москве.
— Графика была наиболее оперативным видом изобразительного искусства, она способна передавать детали и нюансы нашего города, и я рекомендую вглядеться в графику 1920-х годов прошлого века, — говорит Лейтес. — Причем иногда в рисунках художников сквозит некая ирония, которую они не могли выразить словами, как, например, на небольших гравюрах художника Сергея Куклинского. На одной из них изображена Пушкинская площадь — как она выглядела в 1928 году. На его рисунке памятник еще на старом месте.
История интересна именно деталями — художники 1920-х годов еще не были скованы догмой социалистического реализма.
Хорошо узнаваемые места для всех москвичей сегодня тоже меняются — в Зарядье уже нет домов, где сушится белье, на Таганской площади машин стало в десять раз больше, на Бородинском мосту уже не встретишь гужевых повозок — а на рисунках все это есть. Причем если у художников 1920–1930-х годов Москва — небольшая, уютная, то уже во время хрущевской оттепели приобретает размах — город стремительно рос и строился. Людей, домов и машин становилось значительно больше, и от старомосковского духа довоенного времени не осталось и следа. Москва оттепельная изображена у художников с потоками людей, радостно стремящихся к светлому будущему. Смелые линии и динамичные сюжеты полны новизны и, как говорят искусствоведы, свежести.
Выставка приурочена к 870-летию столицы.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!