Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Марк Розовский: «Каждый мой спектакль — поступок»

Развлечения
Марк Розовский: «Каждый мой спектакль — поступок»
Москва, 27 марта 2018 года. Художественный руководитель театра «У Никитских ворот», драматург и режиссер Марк Розовский на вечере, посвященном 35-летию театра / Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Московский театр «У Никитских ворот» отметил 35-летие. Друзья и коллеги пришли поздравить основателя и руководителя театра Марка Розовского и его команду с этой датой. Пира на всю Москву не было. Вспомнили историю театра, чествовали «стариков», работающих с Розовским с первых дней, и помянули тех, кого уже нет…

К 35-летию театра выпущена книга, в которой отражена вся его жизнь. Марк Розовский в интервью «ВМ», которую читает ежедневно в течение десятилетий, рассказывает о дне сегодняшнем, с его радостями, печалями, надеждами и планами.

- Марк Григорьевич, одна из последних ваших премьер - «Горе без ума». Всеволод Мейерхольд свою легендарную постановку назвал «Горе уму». Для вас Чацкий - умный человек, или же вы его представляете инфантильным глупцом?

- Между прочим, Пушкин тоже посчитал, что Чацкий не очень умен, если «мечет бисер перед свиньями». Но в нашем спектакле Чацкий - умный человек, ведь его прообразом явился выдающийся русский мыслитель Петр Яковлевич Чаадаев. Замечу, что комедия Грибоедова - моя любимая пьеса, и уже в 20 лет я мечтал ее когда-нибудь поставить. И вот… Спектакль наш начинается в фойе театра, где звучат отрывки из переписки Пушкина и Чаадаева. Эта переписка исключительно честная, мудрая и актуальная. Сегодня каждое слово из этой переписки должно быть известно любому неравнодушному к судьбе России человеку. Таким образом, с помощью переписки Пушкина и Чаадаева, мы как бы определяем угол зрения на проблематику великой пьесы.

Дело не в том, насколько умен Чацкий. Об уме в ситуации его влюбленности говорить сложно. Как в «грибоедовской Москве», так и в современной, часто бывает востребован не ум, а его отсутствие. Посредственность для кого-то сегодня более в цене, чем интеллект. Сегодня истинный талант, увы, нередко оказывается на задворках. Наша интеллигенция была искалечена во время революции, террора, потом гибла вместе со своим народом в Великой Отечественной войне, потом ее депортировали, сажали в психушки... Как и Радищева, Чаадаева признали в свое время сумасшедшим. Это наша история. Я внес в текст пьесы строки из «Апологии сумасшедшего» Чаадаева и стихи Пушкина «Не дай мне, Бог, сойти с ума». Здесь также уместно вспомнить финал жизни Грибоедова, когда он, отстаивая интересы России и будучи ее патриотом, погиб в Тегеране, зверски разрезанный на куски варварами. В моем спектакле есть отсыл к жизни и смерти самого Грибоедова…

- Театр «У Никитских ворот» ориентирован на публику вдумчивую, читающую?

- В России огромное количество умных людей, и уничтожить их невозможно. Умный человек самодостаточен, и он живет не бренной жизнью, а духом и культурой страны. Да, в наш театр ходит думающий зритель.

- Какая сегодня молодежь? Мыслящая или…

- Среди молодежи есть такие «старички» - ужас, но есть ребята, которые в свои молодые годы мыслят зрело, мудро. Конечно, элементы деградации в обществе ощутимы. И это очень видно, скажем, в изменениях русского языка. Русский язык из-за интернета, мобильной связи превратился в некую пародию. Количество слэнга, который искусственно внедрен в живое общение, лично меня обескураживает. Что с этим делать? Бог его знает! Видимо, мы приговорены к тому, чтобы пользоваться этими новыми технологиями. Но русская культура все равно остается - она умрет только тогда, когда, не дай Бог, не станет русского языка, великого и могучего.

- Как будет отмечаться 35-летие театра? Что вы придумали к этой дате?

- Это повод собраться вместе и вспомнить пройденный путь. Будет показан фильм Алексея Симонова об открытии театра на Никитских воротах. Когда-то Алексей Кириллович Симонов был артистом студенческого театра «Наш дом», где мы начинали вместе. Поколения артистов меняются, но они должны знать историю своего театра. Между прочим, мы были первым в стране театром, который существовал на полном хозрасчете - без единого рубля из бюджета государства. Все заработанные деньги были наши. Никто не верил, что мы выживем, но это случилось. Я - не назначенец. Мы создали этот театр и стали профессионалами на основе студийности.

- Трудно было в 1983 году создать негосударственный театр?

- До этого времени было практически невозможно. Из крупных театров был создан только «Современник». Но в начале 80-х годов началась ломка старой системы. Сегодня, когда и цензуры нет, и полная свобода, как ни странно, новые театры практически не создаются.

- А как обстоит дело с новыми театрами в Европе?

- Мы, может быть, уступаем по количеству театров Парижу или Лондону. Но дело не в количестве, а в качестве. Я поездил много по миру и видел спектакли классиков режиссуры: Бергмана, Ионеско, Стреллера. Это были высоко нравственные спектакли и мастерски сделанные. Они влияли на мой вкус. Я люблю чужое, но не люблю чуждое. Не люблю в театре шарлатанства и эпатажа.

- С кем можно сравнить режиссера театра?

- Режиссер создает мир, и в это время он волей-неволей чувствует себя Создателем, ни много ни мало! Но и дьявольское присутствует в нашей профессии.

- Вам грустно, когда побеждает темная сторона?

- Дьявол всегда рядом с человеком. Он играет с человеком, соблазняет его, подбадривает, хочет пробраться внутрь и сделать из него злодея. Для этого надо любым способом разрушить личность человека. Тема демонизма и чертовщины - очень русская. Вспомним Гоголя, Пушкина, Достоевского, Булгакова.

- Боретесь ли вы в себе с темными силами?

- Я ни с кем не борюсь. Уберечься от бесовщины можно только священнодействием. Если человек выполняет свою миссию, предназначение, то никакой дьявол ему не страшен. У меня есть благородная миссия – строить театр, и это я точно осознаю. Каждый спектакль - это мой поступок, за который я отвечаю перед собой, Богом, людьми. А если буду обращать внимание на то, кто меня укусил, что-то сказал, или оклеветал, тогда буду с дьяволом заодно.

- Вы производите впечатление счастливого человека…

- А я и есть счастливый человек. Мне очень легко жить, потому что я свою миссию выполняю с любовью, в меру своих сил.

- Как вы относитесь к вашим коллегам, которых величают гениями, поют им дифирамбы?

- Пару раз меня тоже назвали гением, и я рассмеялся. Основа моего театра - студийность, где мы все равны. Имеет значение только одно - приходит ли публика на спектакли, или нет. Если я вижу в зале пустые места, испытываю боль. Все остальное ничего не значит.

- Вы знали много больших художников. Кто из них был человеком будущего?

- Андрей Тарковский, с которым я встречался, как Пушкин, «был человеком на 200 лет вперед». Он обгонял время в своем эстетическом осознании России, истории.

- Говорят, что актеры сегодня страдают от невостребованности.

- В театре «У Никитских ворот» все актеры востребованы. Сегодня в репертуаре театра 42 названия. Спектакли идут на двух сценах, новой и старой.

- Сколько спектаклей поставлено за 35-летнюю деятельность театра?

- Более 170 постановок, и сейчас я ставлю мюзикл по повести Пушкина «Капитанская дочка». Музыку написал большой друг театра - Максим Дунаевский.

- Билеты дорогие?

- На Московском культурном форуме, который только завершился, люди удивлялись разумным ценам на наши билеты. В театре нет звезд, зато есть мастера. Приходите в наш театр. Со спектаклем «Человек-волк» мы недавно были в Вене, и зал встал, восхищаясь русской школой переживания. В театре 10 спектаклей-долгожителей, которые идут более 20 лет, и публика принимает их «на ура». Зритель любит эти спектакли, ходит на них по много раз, приводит детей, знакомых.

- Марк Григорьевич, как вы думаете - почему сегодня нет молодых режиссеров, способных возглавить театры? Почему мастера не готовят смену?

- Я - танк, Олег Табаков называл себя «бульдозером», а молодые режиссеры не хотят сегодня быть «бульдозерами» и «танками». Зачем, когда можно здесь ухватить, там что-то поставить: Фигаро здесь - Фигаро там. Вот и прыгают… А зачем пахать? К сожалению, молодежь не хочет выполнять «адски тяжелую, черную работу».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Елена Яковлева: С виду я белая и пушистая, но в настоящей жизни далеко не сахар

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.