Завершившийся Московский Международный кинофестиваль стал настоящим триумфом российского кино
При этом многие отмечали возросшую мощь программ ММКФ, несмотря на подвижки сроков его проведения, что было связано с грядущим чемпионатом мира по футболу.
- Картин было много, они были разные, - рассказывает президент фестиваля Никита Михалков. - Но если из 16 фильмов три хороших – это уже Канны. Я был в жюри Каннского фестиваля, видел, какое там демонстрируется кино, и как трудно подчас бывает высидеть тем, кто это кино призван судить. Мы в силу обстоятельств попали в самое начало длинного фестивального периода, это очень удобно. Я бы вообще оставил фестиваль в апреле. В конце июня очень многие в отпусках. А в апреле цветут деревья, есть ощущение надежды – самое то, чтобы людей разбудить фестивалем. А потом уже пойдут - Канны, Карловы Вары, Венеция.
Итак, главный приз - «Золотой Георгий» - присужден картине российского режиссера Эдуарда Новикова «Царь-птица». Действие картины происходит в Якутии в 1930-е годы. Фильм – яркое свидетельство тенденции возрождения национальных кинематографий, одним из феноменов которого является всплеск кинопроизводства в якутском кино. Главные герои ленты – супружеская пара со стажем, в дом к которым прилетает орел, считающийся в этих краях священной птицей. Причем, имя орла даже внесено в титры картины, так как этот герой – знаковый для развития сюжета персонаж.
Специальный приз фестиваля получил другой российский фильм - «Ню», режиссерский дебют Ян Гэ, которая выросла в Пекине, а училась профессии у нашего Сергея Соловьева во ВГИКе.
Талантливая девушка, она еще и поет прекрасно - сумела добраться до финала шоу «Голос». И в фильме есть песни, ею исполненные.
- Я теперь не одна и никуда не уеду отсюда, это моя вторая родина, - сказала режиссер, поднявшись на сцену за призом. - Я обещаю всем быть хорошим человеком и трудиться дальше.
Фильм «Ню» - режиссерский дебют. В этой интимной, живой и в чем-то простоватой, свежей в своей наивности ленте рассказывается история китайской девушки, которая ищет в Москве свою любовь, но, как она сама считает, ей мешает плохое знание языка. Вряд ли этот фильм когда-то попадет в прокат, но именно такое кино – яркий образец того параллельного кинематографа, который призван быть показан именно на фестивалях.
Еще один важный приз - «Серебряный Георгий» - за лучшую режиссерскую работу получила российско-армянская картина «Спитак» режиссера Александр Котта. Эта пронзительная история о самом разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, случившемся на территории Армении 7 декабря 1988 года. День вошел в мировые анналы как день величайшей катастрофы, которая унесла 25 000 человеческих жизней и оставила без крова более полумиллиона человек. Главный герой картины Гор, покинув родину в поисках лучшей жизни, возвращается обратно на пепелище, чтобы найти семью. Но все разрушено стихией. И Гору приходится заново учиться любить то, что он впопыхах разрушил по сути сам. Картина – реквием, мощная, вспарывающая, неудобная, которую смотришь, ерзая в кресле, но которая не оставит вас долгие годы.
Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Заблудшие» получил Киран Чарнок. Любопытно, что «Заблудшие» - первая в истории ММКФ новозеландская картина, попавшая в конкурс. Наш зритель очень мало знаком с кинематографом Новой Зеландии, но начало положено.
Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли в итальянской картине «Неаполь под пеленой» достался актрисе Джованне Меццоджорно. Эта лента стала фильмом открытия – странная, загадочная и затянутая, она повествует о расследовании женщины, которая, проведя бурную ночь со случайным знакомым со спиритического сеанса, на следующий день видит его мертвым. При этом на ее пути возникает «двойник» героя, у которого отсутствуют опознавательные знаки – татуировки – которые присутствовали на теле первого.
Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса получила немецко-бразильская картина «Чистильщики» Ганса Блока и Морица Ризевика, рассказывающая о тех незримых героях, которые определяют в мировой паутине, какая информация станет нам – пользователям - доступна, а какая нет. Своеобразная власть над миром и умами, не находите?
Специальный приз "ЗА ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПАМ ШКОЛЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО" вполне предсказуемо получила Настасья Кински, в этом году украсившая жюри основного конкурса своим талантом.
Но ММКФ – это не только конкурс. Среди традиционных программ нынешнего фестиваля были две совершенно уникальные – это ретроспектива Бергмана и подборка фильмов Брюса Ли.
- Я бы вообще сделал в Москве несколько кинотеатров, один из которых показывал бы только Бергмана, другой - только Феллини, а третий – фильмы Курасавы, - сказал Никита Михалков. – Этих гениальных режиссеров отличает постоянно пульсирующий анализ жизни человеческого духа, это – не картины к дате. И уж коль скоро кинематограф настолько коммерциализирован, что, как черт от ладана, бежит от серьезных картин, то проблемные картины серьезных больших художников – это всегда актуально. Это – как встреча с Пушкиным или Микеланджело.
Собрать большую ретроспективу Бергмана – удача и гордость любого фестиваля. Мой любимый фильм - «Стыд», я там так много увидел, хотя впервые его смотрел совсем юным. Там соседствуют новаторство пластического языка и та недосказанность, которая заставляет тебя задумываться над сутью высказывания автора. Я часто размышляю над тем, что современным взгляд оказывается тогда, когда соединяет в себе эпоху и конкретную жизнь конкретного человека в эту эпоху. Фуфло, как не называй, и останется фуфлом. А стоящее, если даже его и назовут современники фуфлом , в истории останется как стоящее. В связи с этим, я убежден, что 80% режиссеров, ставя пьесы Чехова, ставили не о том, о чем писал он сам. Но Чехов живет несмотря ни на что.
Что касается ретроспективы Брюса Ли, то это – культовая история, мечта огромного количества нескольких поколений людей быть такими, каким он был на экране. Кроме того, его фильмы - первые ласточки мира восточных единоборств, и хотя они - с примитивными сюжетами, но там важно не столько - ЧТО, сколь важно - КАК. Он развил культуру не боевиков, а культуру существования в кинематографе восточных единоборств. И был в этом деле первым.
СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Закрытие Московского международного кинофестиваля
ПО ТЕМЕ