Детектив в рясе. Обаяние отца Брауна
На родине, в Великобритании, телесериал «Отец Браун» стартовал в начале 2013 года. Первый сезон проекта прошел с большим успехом. Оно и понятно: классический английский детектив, да еще и снятый по серии рассказов Гилберта Кита Честертона не мог остаться незамеченным любителями загадочных историй. Кстати, это не первая экранизация приключений католического священника: в семидесятые годы был снят сериал с Кеннетом Мором в главной роли. И вот теперь продюсеры посчитали, что пришло время напомнить телезрителям о необычном сыщике.
В первом сезоне нового сериала только пять из десяти серий поставлены по рассказам Честертона, остальные сняты по оригинальным сценариям, что делает просмотр интереснее для тех, кто думал, что уже все знает и ничего нового не увидит. Кроме того, действие экранизации разворачивается в 1950-е годы, несмотря на то, что события новелл происходят в самых разных временных отрезках.
Можно ли было осовременить отца Брауна, как это сделали в случае с международным хитом «Шерлок»? «Нет, – говорит продюсер сериала Кери Мэйрик. – Мы хотели создать исторический сериал с центральной фигурой детектива, который разрешает загадки и использует для этого свой интеллект и знание человеческой природы, не погружаясь в мир мобильных телефонов и ДНК-тестов. Несомненным плюсом «Отца Брауна» является отсутствие элемента «сериальности»: эпизоды не связаны друг с другом, и смотреть их можно в любом порядке. Конечно, мы многое изменили в сравнении с произведениями Честертона, но важно было сохранить сам характер отца Брауна во всей его полноте. Марк Уильямс, может быть, не похож на описанного в книгах героя, но его великолепные актерские способности гармонируют со всем тем, что есть в отце Брауне».
Российским телезрителям Марк Уильямс знаком, прежде всего, по роли волшебника-чудака Артура Уизли из фильмов о Гарри Поттере. Также его можно видеть в таких картинах как «Влюбленный Шекспир», «Звездная пыль», мини-сериале «Разум и чувства». Но роль отца Брауна за многие годы в карьере стала единственной главной для актера. В Британии он известен как характерный актер, блестяще справляющийся с образами второго плана. Поэтому когда Уильямсу позвонили продюсеры с новым предложением, он и не ожидал, что получит главную роль в детективе. Марк спросил: «Кого я буду играть?». На что получил ответ: «Отца Брауна». Надо ли говорит, что актер незамедлительно согласился?
Но роль Брауна не так проста, как кажется на первый взгляд. Вот что об этом говорит Уильямс:
– Отец Браун беспокоится о душах людей, и поэтому совершаемые вокруг преступления тревожат его. Его вера очень сильна и очень для него важна. Это самая интересная черта в нем как в сыщике: он не просто решает головоломки и кроссворды, он имеет дело с тем, что считает вечным людским проклятием. Что касается не внутреннего, а внешнего, то у него есть свой фирменный стиль, описанный Честертоном: он носит широкополую шляпу, круглые очки в металлической оправе и рясу. Немного места для маневра, поэтому именно в это я и одет в сериале. Не то чтобы именно костюм помогает мне войти в образ: по-настоящему я с ним срастаюсь, когда отец Браун слушает людей и наблюдает за ними, вот тогда я действительно чувствую себя им.
Также Уильямс сравнивает своего героя с другим известным детективом: «Я нахожу сцены, в которых отец Браун сталкивается лицом к лицу со злодеями, завораживающими. В них он очень похож на Коломбо».
Главный соперник отца Брауна в расследованиях – инспектор Валентайн, которого сыграл Хьюго Спир. Уильямсу понравилось их соперничество: «Инспектора раздражает то, что отец Браун ходит за ним по пятам и вторгается на его территорию. В одной из сцен он даже обгоняет машину Валентайна на велосипеде! Этот трюк, между прочим, я выполнил сам».
На вопрос о том, что, по его мнению, больше всего понравится телезрителям в «Отце Брауне», Уильямс отвечает: «Это очень английский сериал. Но интересно посмотреть, как «типичная английскость» изменилась за последние сорок лет. Безусловно, сегодня она совершенно другая».
«Типичную английскость» съемочная группа создавала и с помощью подходящих пейзажей и интерьеров. Так, съемки проекта проходили в деревнях графства Глостершир, на железнодорожной станции Уинчкомба, в замке Садели, церкви Святой Марии. А дом киношного священника Брауна был устроен в доме реального священника в местечке Блокли (то же графство Глостершир).