Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся

Развлечения
Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм
Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм / Фото: Пресс-служба телеканала «ТВ Центр»
Леонид Гайдай создавал фильмы, за просмотром которых хохотала вся страна. При этом сам режиссер слыл человеком серьезным, неулыбчивым, а то и просто скучным. Так ли было на самом деле? И в чем секрет невероятной популярности картин мэтра? Об этом – в новом документальном фильме «Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся» на канале «ТВ Центр» в пятницу, 7 сентября, в 21:55 и в воскресенье, 9 сентября, в 11:45.

Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм. Первым фильмом вгиковского выпускника-отличника, сталинского стипендиата была картина «Долгий путь» – про политических ссыльных царских времен.  Фильм посмотрел Михаил Ромм и неожиданно выдал: «Вам бы, батенька, комедии снимать». Но снимать комедии Гайдай не собирался! Он и режиссером быть не хотел – только актером. Вот только на актерский во ВГИК его не взяли, а на режиссерский приняли – фронтовик все-таки.

Получив наставление Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обреченно отправился к руководству «Мосфильма» за новым сценарием. Директор «Мосфильма», всемогущий Иван Пырьев, что-то разглядел в молодом неулыбчивом человеке и рискнул – вручил сценарий «Жених с того света». Было удивительно, но на съемках Гайдай почувствовал себя как рыба в воде. У 34-летнего режиссера все получалось чуть ли не с первого дубля! Леонид был уверен, что эту высоту он взял, поэтому можно заняться чем-то серьезным. Оставалось всего ничего – представить картину худсовету студии. И тут грянул гром… Что же случилось? Узнаете из документального фильма.

Второй картиной молодого режиссера стал «Трижды воскресший». Но ее никто и не заметил. Пережить разочарование помогала жена Нина Павловна. Она вообще была его главной путеводной звездой на протяжении всей жизни. Они познакомились еще во ВГИКе. Нина Гребешкова училась на актерском и была невероятно хороша собой. Будучи талантливой актрисой, тем не менее, она посвятила жизнь мужу, занималась хозяйственными делами. И она же была его первым критиком и советчиком. Именно Нине Павловне Гайдай показал фельетон про трех браконьеров, который ему так понравился. С ее одобрения он немедленно сел писать сценарий, которому дал подчеркнуто легкомысленное название «Пес Барбос и необычный кросс» – чтобы худсовет не придрался.

Так начался звездный путь Гайдая-комедиографа. В 1961 году «Пса Барбоса…» номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах как лучший короткометражный фильм. И Гайдай, наконец, поверил в себя.

Своим дальнейшим успехом Леонид Иович во многом обязан сценаристам Морису Слободскому и Якову Костюковскому, вместе с которыми он написал сценарии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука». Вместе с ними же держал оборону перед худсоветом. Так, во время утверждения «Кавказской пленницы» их вызвали в Госкино, и самый высокий киноначальник обрушился на них за «насмешки над советским чиновником», фразы типа «в соседнем ауле жених украл члена партии». В тот раз вмешался случай в лице Леонида Брежнева. Он попросил какую-нибудь свеженькую комедию – посмотреть на выходных. И Брежневу отвезли «Кавказскую пленницу». Леонид Ильич хохотал, был в полном восторге. Это картину и спасло.

Следующим громким успехом режиссера стала комедия «Бриллиантовая рука». Хотя работа над ней была непростой. Например, Гайдай заставил оператора учиться плавать с аквалангом, чтобы самому отснять подводные сцены. Немало проблем возникло и с, казалось бы, такой простой вещью, как костюм для героя Леонида Каневского. Вот как об этом в документальном фильме рассказывает сам Леонид Семенович:

– Прилетаю в Баку, меряю костюм и понимаю, что он на мне не сидит. Выхожу и говорю Леониду Иовичу: «Посмотрите: не то!» Он согласился. И вот в очередной раз выхожу, уже с голым торсом, на площадку и жалуюсь, что ничего не можем подобрать. Он говорит: «Стоп-стоп-стоп! Это что за костюмчик? Кто тебе его справил?» Я отвечаю: «Это не костюм, это я сам…» – «Вот в нем и будешь сниматься!».

«Бриллиантовую руку» худсовет принял прохладно: Миронов кривляется, Никулин мог бы сыграть и поострее, Светличная слишком соблазнительна… Зато зрителям фильм очень понравился. А Гайдай после очередного фантастического триумфа решил взяться за старое – надумал снять серьезное кино. И выбор пал на «Бег» по Булгакову. Почему же не сложилось с Булгаковым? Из-за чего Гайдай рассорился со Слободским и Костюковским? Ответы – в фильме.

Следующим соавтором мэтра стал Владлен Бахнов. Вместе они написали «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». И эти фильмы стали последними триумфальными для режиссера. Что же с ним случилось дальше? Почему чиновники разнесли в пух и прах его картину «Инкогнито из Петербурга»? Как Гайдай перенес провал фильма? В чем Леонид Иович неожиданно признался Дмитрию Харатьяну? Об этом и многом другом в фильме расскажут композитор Александр Зацепин, режиссер Карен Шахназаров, актеры Леонид Каневский, Дмитрий Харатьян, Сергей Мигицко, киновед  Сергей Капков и другие.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.