Александр Митта: «Народ хотел фильм-катастрофу, но это была чистая сказка»
– «Экипаж» снимался как многожанровый фильм, – делится Александр Наумович с ведущей ток-шоу Татьяной Устиновой. – Для каждого персонажа был свой жанр. У героя Жженова – бытовая драма, у Ненарокова – мелодрама, у героя Филатова – романтическая комедия. Это была история трех людей, которые потерпели в жизни неудачу, а в сказке они совершили невероятные подвиги и одержали победу.
Сказкой режиссер называет вторую серию «Экипажа», считая ее отдельным фильмом.
– То уже была картина про героя, дракона и ковер-самолет. Народ хотел фильм-катастрофу, но это была чистая сказка – нефть льется откуда-то с неба, самолет должен был развалиться от первого же удара, а он все катится и катится…
Это и спасло «Экипаж» в критической ситуации – когда фильм утверждали к показу, большие чины из тогдашнего «Аэрофлота» восприняли его всего лишь как плод режиссерской фантазии.
– Пришел глава «Аэрофлота» смотреть фильм, – вспоминает гость программы. – Ему показывают, как самолет садится вплотную к скале… Он кричит: «Это что такое?!». Все в ужасе повернулись ко мне. Дальше – больше: на экране самолет начинает взлетать… Тут начальник перешел на более энергичные выражения, а потом вдруг спросил: «Это что у вас – сказка, что ли?». И все закричали: «Да, сказка, сказка!..»
А раз речь о сказке, то люди понимают, что никакого правдоподобия ждать не следует.
– Иначе я бы себе такой наглости не позволил – показывать, как человек вылезает из летящего реактивного самолета и какие-то детали на нем прикручивает. А в сказке это можно, – поясняет Митта.
Это сегодня картина не может выйти на экран, когда в ней нет одновременно мелодрамы, комедии, трагикомедии, гротеска. А в 70-е годы прошлого века, когда Александр Митта взялся снимать «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», принято было считать, что смешение жанров – это от лукавого. Но его лента только выиграла оттого, что получилась многожанровой: в ней чувствуется авторская манера Митты – говорить о сложных вещах просто и с иронией.
На самом деле, фильм «Сказ про то…» не про арапа, а про то, как царь и поэт по-разному любят родину. И Владимир Высоцкий, как актер, как поэт, как личность, очень удачно подходил на главную роль царского любимца Ибрагима Ганнибала.
– Власти позволяли Высоцкому что-то играть, – поясняет Митта. – Они понимали, что его репутация возникает на песнях, а не на картинах. Скажем, маршалов ему не давали играть, а что-то подальше от советской власти – арапа, например, – это пожалуйста. Я только одну глупость совершил, простить себе не могу – не надо было мне его тонировать. Надо было оставить его со своим лицом. Но и так видно, что Высоцкий – виртуозный актер.
Кто придумал, что Абрама Ганнибала должен сыграть Высоцкий, и кому из звезд иностранного кино хотели отдать эту роль? Как режиссер Марлен Хуциев обманом заманил Митту в свой фильм «Июльский дождь» и заставил сыграть пародию на самого себя? Каким образом Александр Наумович отомстил коллеге? Почему режиссер после фильма «Гори, гори, моя звезда» остался должен государству 144 рубля? Какой талант Дмитрия Астрахана открыл в нем Александр Митта? Об этом и многом другом зрители узнают из программы «Мой герой» на телеканале «ТВ Центр».