Сергей Юрский: «Остап Бендер — фигура драматическая»
Телеканал «ТВ Центр» покажет этот выпуск ток-шоу в понедельник, 1 октября, в 13:40.
В свои 83 года Сергей Юрский находится в отличной физической и творческой форме. За день до записи программы он вместе с Александром Филипенко в 164-й раз сыграл в спектакле «Предбанник», да и в беседе с ведущей ток-шоу Татьяной Устиновой его лицо то и дело озаряется лукавой улыбкой Остапа Бендера. Как Сергей Юрьевич относится к сыгранному им великому комбинатору, интересуется телеведущая.
— Я всегда считал, что это один из самых положительных героев, — отвечает гость программы. — И Швейцер (режиссер фильма. — Прим. ред.) так считал! Он фигура драматическая! Это трагедия индивидуализма. В стране, где все должны ходить строем, человек весело шагает своей дорогой!
Мы все с удовольствием смотрим фильмы с его участием. И ранние, такие как «Человек ниоткуда», и культовые — «Любовь и голуби» и «Место встречи изменить нельзя», и относительно недавние — «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» и «Товарищ Сталин»... Сегодня он сам выступает автором многих проектов, в театре и на экране. Какова роль режиссера и как строятся отношения между ним и актером в сценическом пространстве и на съемочной площадке? Сергей Юрьевич видит это так:
— Система Станиславского и вообще все в русском театре работает на актера. Он выходит на сцену и отвечает за свои отношения со зрителем. Да, надо всем стоит автор пьесы, но люди ходят в театр смотреть на актера. А кино — искусство «консервированное», и здесь режиссер определяющая фигура. У тебя было три дубля, и ты как актер считаешь, что третий был лучше. А режиссер говорит, что второй и третий вообще не в счет, а из первого возьмем только начало…
А как актеру Юрскому работалось со знаменитыми режиссерами на съемках картин, ставших знаковыми для отечественного кино?
— Работа с Рязановым над фильмом «Человек ниоткуда» вызывала у меня восторг! — вспоминает Юрский. — Для меня это была школа. Ведь кино, в отличие от театра, не рассчитано на большой зал, оно сосредоточено на том, что попадает в кадр. Совсем другое искусство.
Показательно, что именно его дарование как театрального актера оказалось востребованным в кинематографе. Это невероятное умение «держать кадр» оценили многие кинорежиссеры.
— Михаил Швейцер правильно использовал мой театральный опыт на съемках «Золотого теленка», — уверен Сергей Юрьевич. — То же самое сделал Володя Меньшов в фильме «Любовь и голуби». Фактически это народный театр. Люсю Гурченко я в таком полете раньше не видел! Естественность всех персонажей… Это как бы натура, но на самом деле абсолютная сказка…
Как студент Юрский стал «бериевцем»? Где он познакомился с Аркадием Исааковичем Райкиным и клоуном Карандашом? Почему на здании ленинградского БДТ появилась надпись «Чацкий — только Юрский!»? Из-за чего театр сегодня утратил свое влияние и может ли он в будущем вновь завладеть умами людей? Об этом и многом другом зрители узнают из программы «Мой герой» на телеканале «ТВ Центр».