Прощай, Шарль Азнавур, наша вечная любовь...
...К моменту выхода фильма «Тегеран-43» в СССР Азнавура прекрасно знали. Но этот фильм, рассказывающий историю трагической любви советского разведчика и француженки, заставивший рыдать миллионы, «пробивал» не только сюжетом, но и потрясающей песней. Она стала гимном любви и сделала Азнавура, и без того благоволившего к советским поклонникам, культовой фигурой. Так что уход звезды болью отзовется не только во Франции, но и в России. Да и во всем мире, чего уж там...
*
Шахнур Вахинак Азнавурян появился на свет 22 мая 1924 года. 1300 песен, автором которых он стал, разошлись по миру на 200 миллионах дисков. Еще лет двадцать назад, под нулевые, меломаны из разных стран назвали именно его лучшим артистом эстрады ХХ века. Но почему? Ведь были и голоса сильнее? Были. Но Азнавур – это просто другое. Его голосом пела человеческая душа.
...Армяно-грузинская семья Азнавурянов мечтала покинуть Россию и сделала это в 1920-м, причем целью отъезда была не Франция, а Америка. Во Франции пара задерживаться не планировала, но ожидание визы занимало какое-то время, и они бродили вечерами по Парижу, пока не поняли, что ни в какую Америку уже не хотят. Вскоре к старшей дочке Аиде прибавился сын – Шахнур Вахинак. Семья решила остаться во Франции, не искушая судьбу и не ища «от добра добра».
Родители Шахнура и Аиды были артистами. Мама играла в театре, отец пел в оперетте. Дома царило оживление и всем управляло творчество. Дети привыкли к «артистической» атмосфере дома и даже самому Шахнуру, ставшему к тому времени Шарлем, не было удивительно выйти на сцену в пять лет. Глазастый красивый мальчик небездарно играл на скрипке, а к восьми годам выступал сольно с русскими песнями, на которые в набитом эмигрантами Париже был высокий спрос, и пел в церкви.
Ну а все свободное время мальчик, равно как и Аида, да и родители, падавшие от усталости, работал в семейном армянском ресторанчике – искусство не приносило того дохода, о котором Азнавуряны могли мечтать. Посетители ресторана любили, когда хозяин и его сын давали «концерты». Особенно им нравился мальчишка – не по возрасту взрослый и проникновенно исполняющий все, что ни заказывали. Когда кризис 30-х годов заставил Азнавурянов прикрыть ресторан, Шарль даже загрустил – так привычна была ему, еще совсем маленькому, атмосфера импровизированной сцены.
Однако с актерством он прощаться и не думал. Родители отправили его в детскую актерскую школу, и теперь Шарль помогал семье выживать, играя небольшие роли в театре. В 12 лет он дебютировал в кино. Его называли «маленький армянин» – так колоритен и ярок он был...
*
В 1940-х годах Азнавур (теперь его фамилия писалась так, более «по-французски») познакомился с Пьером Рошем – чудесным молодым композитором и исполнителем. Рош к тому же пел. А вот голос Шарля зрителям, как правило... не нравился! Шарля не раз освистывали, так что он предпочитал писать музыку и тексты песен, чем исполнять их. На счастье дуэта, на него обратила внимание сама Эдит Пиаф. Что она почувствовала в этих двух молодых мальчишках – одному Богу ведомо. Но Эдит пригласила их с собой на гастроли в Америку. Шел 1946 год. Шарлю было всего 22, когда он узнал, что такое публичность и узнаваемость. Общение с Пиаф принесло дуэту славу.
Завершились трудные сороковые, подкатили яблоком непростые пятидесятые. В Европе было спокойно, мир не хотел вспоминать об ужасах войны, он хотел безмятежности и ласки. Шарль продолжал писать стихи и песни. Для Эдит Пиаф он написал Jezebel. Как только Пиаф «потрогала» песню свои уникальным голосом, она превратилась в хит. Пиаф же и благословила его – на его, только его путь. В середине 1950-х Азнавур отправился на гастроли в Северную Америку. Он точно подобрал репертуар и, понимая, что идет на риск, сделал «ставку на все» – бросился в сольные гастроли с головой, понимая, что обратного пути уже не будет – пан или пропал. Он выиграл – его признали. После гастролей, которые проходили с овациями, начался его взлет как исполнителя.
Впрочем, не все было так легко... Приняли его простые слушатели, но не музыкальные критики. Они сопротивлялись долго: неидеальный и неглубокий голос, средний диапазон, видали мы и получше! Азнавур переживал, но зрители встречали его так, что сомнений не оставалось – надо продолжать петь. Убеждали в этом и контракты с самыми престижными залами. Шарлю рукоплескали в «Олимпии» и «Альгамбре», а через несколько лет Францию охватила не любовь, а истинная страсть к невысокому шансонье с действительно неидеальным голосом. Он выступал только с аншлагами.
...К 60-м годам слава Азнавура выплеснулась далеко за пределы Франции. Он покорил легендарный «Карнеги-холл». Теперь о его таланте заговорили и критики. Он пел хиты и, точно так же, как великая Пиаф, одним касанием превращал в хит любую песню. Гениальный Поль Мориа подливает масла в огонь, перекладывая песни Азнавура для оркестра. Его песни не нуждаются в переводе – под них плачут в разных странах и на разных континентах. Когда в 1971 году он исполнил песню «Умереть от любви» для одноименного фильма, получившего в Венеции «Золотого льва», песня стала мегапопулярной и звучала, что называется, из каждой подворотни. Поразительно – уже «в годах» Азнавур пел с Элтоном Джоном – и в 2008 году голос Великого Шарля звучал ничуть не менее проникновенно, чем в 1964-м, когда он исполнял песню «Здесь еще» впервые...
Славу Азнавуру добавила и его яркая кинематографическая история. Он снялся в 60 картинах! Его обожал Клод Лелуш, ценил Жан Кокто, им восхищался Рене Клер. «Завещание Орфея», «Стреляйте в пианиста», «Жестяной барабан», «Переход через Рейн», «Такси в Тобрук», «Дьявол и десять заповедей» и даже детективный сериал «Китаец» – малая толика фильмов, где блистал Великий Шарль. Последней работой Азнавура-актера стала картина «Отец Горио», в которой он сыграл главную роль.
Море поклонниц, толпы обожательниц и фанаток – удивительно, что при всем этом Азнавур был женат всего трижды, причем первые два брака были довольно скоротечными. Первый брак – пять лет взаимных претензий – распался и был признан актером «ошибкой молодости» (ему шел тогда 21 год). Но с дочкой от первого брака он был в прекрасных отношениях.
Кроме Седы, первая супруга шансонье Мишелин родила также мальчика Шарля (Азнавура-младшего), о котором по каким-то причинам певец никогда не говорил. Молчат о мальчике и члены семьи Азнавура – не исключено, что истина всплывает сейчас, после ухода Шарля-старшего.
Во втором браке Эвелин Плесис детьми Азнавура не одарила, да и расстались они быстро. Затем у Азнавура появился сын Патрик – от романтической связи без брака. Со временем он забрал Патрика в свою третью семью – к супруге Улле Топсель. Шведка пленила Азнавура в 1967-м году, и это была... вечная любовь. Трое детей Азнавура от Улле зовут очень по-русски – Катя, Миша и Николя. Патрик погиб взрослым, уже когда отец отселил его в отдельную квартиру. Его смерть стала для Азнавура огромным ударом. Около бездыханного тела юноши нашли пиво и таблетки. Определить, был ли это суицид или несчастный случай, так и не удалось.
...Азнавур был очень счастлив в третьем браке. Выросшие дети разлетелись из гнезда, и чета Азнавуров проживала в доме на берегу озера в Швейцарии. Им есть что вспомнить и о чем поговорить. Шарль до последнего выбирался на концерты и на гастроли – уже не такие активные, как прежде, но с теми же аншлагами. С СССР и Россией его связывали особые отношения – его любили тут так искренне, что Азнавур приезжал на концерты, которые, особенно для советского зрителя, были чем-то совершенно невероятным. Да, его любили. Да и будут любить.
...В апреле 2018 года должен был состояться концерт шансонье в Санкт-Петербурге, но выступление отменили – Азнавур себя плохо почувствовал. Скорая увезла его в клинику, и все очень переживали за него, но ситуация выправилась. Ценивший любовь зрителей, он очень хотел вернуться, но...
И все-таки не верится. Он по-прежнему стоит на сцене – в строгом костюме, с белоснежными волосами и жгучими, яркими глазами, поет, чуть склонившись в сторону зала, будто пытаясь донести до каждого смысл слов... И слова – о любви и печали, верности и надежде – струятся над залом, обволакивая его легким покрывалом, и становится тепло. Прощайте, Маэстро. Махните на прощание рукой, ослепите улыбкой. Никто не споет о любви так просто и гениально, как вы.