«Странники терпенья»: фильм не для всех
Последний кадр — и в зале тишина. После паузы — аплодисменты. Но и растерянность никуда не уходит. Она понятна — увиденное слишком необычно для кино.
Психологический триллер в современном понимании всегда, ну или почти всегда, связан с жестким насилием, выраженным достаточно прямолинейно. Создатели фильма «Странники терпенья», создав картину о непознанности и многопластовости человеческой души и одержимости мастера творческим процессом, построили свой фильм на антитезах. Тут, в шикарных антуражах шикарного дома, на фоне доморощенного садика-Эдема, бушуют прежде неведомые героям картины страсти. От них-то зрители и цепенеют.
...Он, Андрей Берг (в исполнении Константина Лавроненко), преуспевающий фотохудожник, всего-то хотел обрести модель для съемок. Все его работы последнего времени не радуют посетителей вер нисажа оригинальностью, и для него, одержимого искусством, нет преград в достижении цели: он должен доказать всем, что еще на многое способен, и на пути к достижению этой вершины его ничто не остановит.
Она, Марина (в исполнении польской актрисы Майи Сопы), глухонемая актриса театра пантомимы, обаятельная девушка с лицом фарфоровой куколки, польщена вниманием известного человека, к тому же эффектного мужчины, и решается попробовать себя в роли фотомодели, не догадываясь, конечно, чем кончится этот ее «неказенный интерес». И фотосессия начинается, но... не заканчивается: Андрей не готов выпускать Марину из своего дома, превратившегося для юной красавицы в настоящую клетку, пусть и золотую.
Но симпатия перерастает в ненависть, ненависть — в любовь. А может быть, ничто никуда и не перерастает, а изначально живет внутри каждого героя «букетом», проявляясь под воздействием внешних обстоятельств той или иной стороной. И вообще — что мы знаем о чувствах, которые живут в нас? Ведь и любовь может принимать разные формы и образы, она идеальна только... в кино.
Фильм красив. И он — не для всех. Его поначалу гламурная «картинка» медленно, очень медленно разворачивается к зрителю своей обратной, пугающей, черной стороной.
А когда разворот произошел и, казалось бы, все акценты расставлены, деспот и его жертва заняли свои места, картинка разворачивается еще раз. Ведь жизнь — не ровный белый лист, а объемный шар, и все нанесенные на него точки имеют точки противоположные. Так и в деспоте обнаружится полным-полно любви, а в жертве — неожиданно — сил. Кто окажется сильнее и какое чувство победит, станет ясно только в самом конце...
Тишина после показа картины стояла и на Монреальском кинофестивале, где «Странникам» была оказана большая честь — стать фильмом, закрывающим фест. Этот зрительский шок и растерянность объяснимы: когда слишком много разных чувств, крайне трудно сформулировать что-то. Но первичный шок проходит, и понимаешь: многоточие в конце фильма не случайно. Тебе самому предстоит додумать финал этой истории, оставленный за кадром, а главное — разобраться с самим собой, задав себе, возможно, и неприятные вопросы: а кто — ты? Чего в тебе больше, света или тьмы, так ли понимаешь чувства, что бушуют в тебе сейчас, готов ли хоть чуть-чуть жертвовать собой ради счастья другого и как далеко можешь зайти в самокопании и оценке самого себя, непознанной биомашины под названием человек.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Алеников, режиссер и автор сценария:
— От замысла этого фильма до реального воплощения этого замысла на экране прошло примерно семнадцать лет. Нам было сразу ясно, что главную роль мы отдаем только Константину Лавроненко. А вот с поисками героини пришлось изрядно помучиться. Кастинг прошли несколько, кажется мне, сотен актрис, но у кого-то были, например, слишком спортивные фигуры, а некоторые не соглашались на наше условие — в конце ленты предстояло обриться наголо. И вот нам повезло — на кастинг пришла Майя Сопа, польская актриса. Нам невероятно повезло с ней — Майя сыграла просто блестяще и уже с двух фестивалей уехала со званием «Лучшей актрисы года».