Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Роман Виктюк: Женщинам не надо заниматься театральным искусством

Развлечения
Театр Виктюка. Роман Григорьевич доволен результатами реконструкции, проведенной в бывшем ДК Русакова. Средства на нее выделили столичные власти
Театр Виктюка. Роман Григорьевич доволен результатами реконструкции, проведенной в бывшем ДК Русакова. Средства на нее выделили столичные власти / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

В эксклюзивном интервью «ВМ» самый знаменитый на Западе российский режиссер объясняет, почему женщинам не надо заниматься театром.

1 марта в Московском театре Романа Виктюка премьера — «Мелкий бес». Режиссер-постановщик Роман Виктюк в интервью «ВМ» рассказал о том, почему в третий раз обращается к прозе Федора Сологуба. Мастер сделал исключение для читателей «Вечерки», дав интервью перед премьерой. «Федор Сологуб — писатель мистический, как и его «Мелкий бес», и, признаюсь, я не знаю — правильно ли делаю, что бегу впереди паровоза. А вдруг?», — воскликнул режиссер.

— Роман Григорьевич, Федор Сологуб принадлежит к плеяде писателей Серебряного века. Наверняка, вам известна гипотеза о том, что «художники начала XX века — этакие инопланетяне, которые спустились на землю, чтобы дать нам знание для спасения»?

— Федор Сологуб — одиночка, и он как бы в стороне от Серебряного века. Сологуб перед Октябрьской революцией кричал «нет», предупреждая о беде, катастрофе, а революция его съела. Даже растоптала. Что касается художников Серебряного века, то они слышали космос, но жили на земле. Над солнцем, над землей существует «черная энергия», которая, к сожалению, определяет все, что происходит в нашем мире. В начале XX века к земле приблизилась энергия, которая вызывала вспышки творческого начала у талантливых людей. Тогда и произошел культурный взрыв в России. Это творческое начало не устраивало в России всех, кто приходил к власти. Поэтому художников мучили, убивали, выдворяли из страны.

— Что такое Октябрьская революция не в политическом смысле, а в метафизическом?

— Противоядие. То, что останавливает. Октябрьская революция — противоядие движению вперед.

— Кто послал, организовал, создал Октябрьскую революцию?

— Черная сила. В мировой истории не было революций, которые бы послали, вызвали силы света. Все революции — кровавые. Роман Федора Сологуба «Мелкий бес» о том, что нечистая сила цепляется за революцию, реализует ее, наполняя черной энергией человечество.

— А перестройка — тоже дело рук бесов?

— Не знаю, какая у нас была перестройка? Не было никакой перестройки. А что было в конце 80-х годов, — не революция, а бытовуха. Бесы все-таки занимаются более глобальными вопросами.

— Самое революционное произведение начала XX века?

— «Черный квадрат» Каземира Малевича. Этой картиной Малевич сказал: «Теперь каждый может быть художником: мажьте черной краской, творите». В результате срывали, жгли и кричали: «Долой Пушкина».

— Неужели в «Черном квадрате» нет загадки и силы воздействия?

— Конечно, есть. «Черный квадрат» написан для того, чтобы люди остановились в своем развитии.

— А как вы относитесь к Пабло Пикассо?

— Он — дьявол, и все это знали, и говорили об этом при жизни художника.

— А Марк Шагал?

— Маленький дьяволенок. На земле нет ангелов. Зачем они здесь? Что им делать среди нас? В человеке может быть ангел, но ангелов в чистом виде на земле нет.

Федор Сологуб — писатель мистический, как и его «Мелкий бес» Федор Сологуб — писатель мистический, как и его «Мелкий бес» / Фото: Пресс-служба театра Романа Виктюка

— Вы делите человечество на мужчин и женщин?

— Делю. Мужчина и женщина — два разных мира.

— Вы хорошо разбираетесь в женщинах, не так ли?

— Думаю, что да. Каждый из нас рано или поздно узнает все, а когда мы уходим, то у нас «удаляют память». Файл с памятью находится между верхней губой и носом. Необходимо все забыть, чтобы пройти путь от начала до конца, пройти с чистого листа. Но человек способен узнавать людей из других жизней.

— Вы выбираете актрис, актеров, с которыми работаете?

— Нет, они сами приходят. Никогда не выбирал и не искал.

— Каждую большую актрису вы открывали с другой стороны. В спектакле «Адский сад» в театре «Современник» мы увидели обольстительную, коварную Марину Неелову. Что вы открывали у Марины Нееловой в этом спектакле?

— Ее назначение на Земле. Каждый раз пытаюсь открыть назначение художника на Земле. Правда, далеко не у всех оно есть. Открыть назначение — найти, узнать природу человека. Первородная природа Марины Нееловой — любовь. Марина Неелова — жрица любви.

— Вы работали с Ириной Метлицкой, которая рано ушла из жизни. В чем заключалась уникальность Ирины Метлицкой?

— В любви. Марина Неелова и Ирина Метлицкая очень дружили друг с другом, и они — одной породы. Быть жрицей любви — святое.

— Почему в некоторых ваших спектаклях мужчины играют и женские роли, но женщинам вы отказываете в праве играть мужчин?

— Женщины вообще не могут играть мужчин. Более того, женщинам не надо заниматься театральным искусством. Раньше женщин не брали в театр, и правильно делали. Но женщины всегда хотели и хотят попасть на сцену. Женщин-актрис волнует успех, и только. Потом они платят очень дорогую цену за успех, но в начале не понимают — какова будет цена. Утверждение своего «я» для них важнее. Женщины нередко не могут остановиться в своих желаниях, мечтах, стремлениях. Они ищут, блуждают и бывает, что сходят с ума.

Роман Виктюк: Сологуб перед Октябрьской революцией кричал «нет», предупреждая о беде, катастрофе, а революция его съела Роман Виктюк: Сологуб перед Октябрьской революцией кричал «нет», предупреждая о беде, катастрофе, а революция его съела / Фото: Пресс-служба театра Романа Виктюка

— Римас Туминас в своем спектакле «Евгений Онегин» показал помутнение рассудка у Татьяны Лариной, когда она встретила Онегина. На ваш взгляд, что произошло с Татьяной Лариной?

— Она не сошла с ума. Ее природа потребовала любви, и появился Онегин. Римас Туминас — очень одаренный режиссер, и я его очень люблю.

— Вы всегда ставите спектакли по хорошей литературе. Не было ли у вас желания создать шедевр по первоисточнику среднего качества?

— Такого не бывает. Главное — первоисточник. Если я и поставлю хороший спектакль по плохой пьесе, то обману публику, напущу тумана. Чтобы никакого не обманывать, нужно изначально брать большую литературу.

— В какое время мы живем?

— Одинаково все. Ничего не меняется. Почему Христос не приходит на Землю, хотя все его ждут? Вы не задумывались, почему Христос покинул Землю? К сожалению, никто не хочет идеи Христа взять за свои. Эти идеи — ничего не требовать у других, не потреблять, не быть стяжателями.

— Каким лично вы хотите быть?

— Вечным ребенком. Только в ребенке есть любовь, бескорыстная, искренняя любовь.

— Что убивает любовь?

— Стяжательство.

— Как удается в наше время руководить крупным театром и находить взаимопонимание с властью, с публикой?

— Это не взаимопонимание, а христианская религия.

— Вас никогда не привлекал «Демон» и творчество Лермонтова, почему?

— Демон — холодное существо. В Лермонтове нет теплоты. Мне нужна любовь, кровь, а не холод и смерть.

— Есть ли у вас творческие планы?

— Нет. Я не знаю, что будет завтра. Нельзя знать. Даже не уверен, будет ли премьера «Мелкого беса». Никто не знает, что произойдет через секунду.

— Вы способны простить измену артиста?

— Я — способен. А вот профессия не способна простить измену. Если артист настоящий, он не может изменить своей профессии.

— А вы никогда не изменяли театру?

— Разве я сумасшедший? Конечно, нет. Иначе вы бы не брали у меня интервью как у режиссера спектакля «Мелкий бес». Я не изменял — это точно.

— А если артист — хороший артист — становится худруком?

— Хороший артист не может быть хорошим худруком. Это и есть измена профессии. Артист и худрук — разные миры и сферы. Более того, если артист уходит в худруки, он перестает быть артистом.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.