Юбилей у «Чужого»: шедевру Ридли Скотта исполняется 40 лет
25 мая 1979 в США состоялся премьерный показ легендарного фильма ужасов работы Ридли Скотта, которому суждено было стать одним из самых успешных и знаменитых проектов этого жанра в истории. За прошедшие 40 лет «Чужой» породил несметное количество продолжений, компьютерных игр, комиксов, книг и прочих франшиз, но самым удачным, вне всяких сомнений, является именно оригинал.
Лента с блистательной Сигурни Уивер в главной роли была удостоена множества престижных наград, среди которых имеется и заветная золотая статуэтка «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Весь мир отмечает день рождения эпохального хоррора выходом на большие экраны отреставрированной версии, а мы, в свою очередь, хотим напомнить содержание шедевра и рассказать, как происходили его съемки.
Сюжет
Итак, перенесемся в будущее. Уже не такое далекое, как четыре десятка лет назад, но все же пока, к счастью или, к сожалению, недосягаемое.
Грузовой космический корабль «Ностромо» направляется на Землю, чтобы доставить ценный комплекс для переработки полезных ископаемых. Путь предстоит неблизкий, поэтому специальная система погрузила всех членов экипажа в состояние анабиоза, из которого им придется выйти несколько раньше намеченного срока. Очнувшиеся ото сна космонавты поначалу уверены, что автоматика разбудила их из-за того, что автопилот привел буксир в пределы Солнечной системы. Однако оказывается, что их компьютер уловил сигнал — просьбу о помощи, исходящую с планеты ДМ-426. Судя по всему получается, что сообщение исходит от разумных существ, а в таком случае инструкция предписывает выявить источник и оказать необходимое содействие.
Оставив транспортируемый груз на орбите, команда сходит на поверхность. К предполагаемому месту отправки сигнала направляются трое из семи членов экипажа. На некотором расстоянии они видят потерпевший бедствие звездолет небывалых размеров. Мужчины проникают внутрь и видят в капитанском кресле искалеченное тело инопланетянина, пилотировавшего судно. Тем временем оставшимся пассажирам «Ностромо» удается расшифровать послание и выяснить, что оно содержало вовсе не призыв к помощи, а предупреждение об опасности, но об этом покинувшим борт узнать уже не будет суждено.
Помощник капитана Кейн обследует трюмы и находит там нечто, очень напоминающее по форме яйца. Оболочка одного из них лопается от прикосновения, и Кейна атакует отвратительное существо. Даллас и штурман Ламберт бросаются к находящемуся без сознания коллеге и несут его к своему челноку. Эксперт по безопасности Эллен Рипли пытается воспротивиться их проходу внутрь, основываясь на положении об обязательном карантине. На свою и общую беду один из офицеров отказывается повиноваться женщине и, несмотря на ее протесты, запускает всех на борт. Попытки снять лицехвата с головы пострадавшего не дают никаких результатов, и командир принимает решение поместить его тело в криохранилище до момента прибытия, но еще до запуска двигателей монстр погибает и отваливается сам, а Кейн приходит в себя.
Через некоторое время после старта исследователь падает в конвульсиях, а из его грудной клетки вырывается чудовище, которому удается быстро скрыться внутри космолета. Коллеги погибшего еще не знают, что червеподобный мутант за какие-то несколько минут в недрах судна превратится в чрезвычайно сильную и агрессивную особь, в жилах которой вместо крови течет кислота, способную выживать в практически любых, даже самых неблагоприятных условиях.
Люди отправляются на поиски нечисти и начинают погибать один за другим в лапах коварного хищника, против хитрости которого оказывается бессилен даже огнемет. В довершение всего Эш на самом деле оказывается совсем не тем, за кого себя выдавал. Доведенные до отчаяния, оставшиеся в живых решают катапультироваться на летательном аппарате «Нарцисс», а основной борт уничтожить, но тварь вовсе не намерена сдаваться так легко и отпускать своих жертв. В итоге Рипли остается одна наедине с самым страшным из кошмаров, но благодаря собственной собранности и мужеству ей удается выжить.
Рождение монстра
Появлением «Чужого» все мы обязаны сразу нескольким людям и стечению обстоятельств. Обо всем по порядку.
Однажды начинающий сценарист Дэн О’Бэннон и его товарищ по университетской скамье Джон Карпентер придумали фантастическую комедийную историю под названием «Темная звезда», которая задумывалась как своего рода пародия на «Космическую Одиссею». Результат совершенно не порадовал выпускников Школы искусств, и они оба твердо решили снять нечто стоящее и по-настоящему страшное.
Дерзкие планы пришлось отложить из-за неожиданного звонка из Парижа. Режиссер чилийского происхождения Алехандро Ходоровски предложил Дэну совместную работу над экранизацией произведения Фрэнка Герберта «Дюны». Несмотря на то, что фильм так и не был снят до конца и никогда не вышел на экраны, полгода из жизни сценариста нельзя считать потраченным впустую, потому что именно тогда он встретился с иллюстратором Гансом Рудольфом Гигером, который позднее создаст жуткий образ Ксеноморфа.
Покончив с неудавшимся проектом, О’Бэннон предложил сотрудничество Рональду Шусетту. Они договорились, что следующим шагом станет совместная доработка черновиков «Вспомнить все». Именно Шусетту принадлежала идея проникновения инопланетянина на космический корабль внутри тела одного из членов экипажа. Его партнер пришел в неописуемый восторг от этой мысли и сказал, что такое решение «снесет голову» зрителям.
Едва ли не самым сложным этапом было найти продюсеров и обратить на себя внимание киностудий. Здесь двум везунчикам тоже помог случай. Уолтер Хилл, Дэвид Гайлер и Гордон Кэрролл решили взяться за их творение и предложили его киностудии Fox, которая, к слову, не горела желанием брать «Чужого» в работу. Но тут на весь мир прогремели очередные «Звездные войны» и на волне этого успеха коммерсанты решили закрепить результат еще одной фантастикой.
Еще одним камнем преткновения стали режиссеры, которые ни в какую не хотели браться за низкопробную, по их мнению, страшилку. Оценить сценарий по достоинству сумел лишь мало кому известный по ту пору Ридли Скотт, который «проглотил» текст буквально за ночь и сказал сакраментальное «Я сделаю это». Именно ему удалось убедить руководство Fox увеличить бюджет, расписав каждый кадр и уверить их, что собирается сделать нечто очень достойное. Благодаря достаточному финансированию проблем с костюмами и актерами не должно было возникнуть. Скотта волновал лишь облик самого чудища, но и тут все сомнения отпали после знакомства с Гигером. Образ инопланетного существа они обсуждали в Швейцарии, поскольку художник боялся летать на самолетах и отказался ехать в США.
Любопытно, что изначально все герои фильма были мужчинами, но для привлечения аудитории было решено двух из них сделать женщинами. Сигурни Уивер, сыгравшая Эллен Рипли, к моменту начала проб была известна лишь узкому кругу профессионалов, но ее внешность и характер сразу же произвели на группу неизгладимое впечатление, оставив далеко позади остальных конкуренток.
Главной съемочной площадкой стала одна из крупнейших в Великобритании студий «Шеппертон». Декорации были построены таким образом, что выбраться наружу можно было лишь пройдя через все лабиринты космического корабля, отчего актеры страдали клаустрофобией. Кроме того, в них постоянно пускали искусственный дым. Это делалось для того, чтобы участники процесса чувствовали себя незащищенными и испытывали перманентное чувство страха. Из этих же целей им не предъявляли самого Чужого.
На месте постоянно дежурила бригада медиков, потому что артистам приходилось ходить в тяжеленных костюмах в условиях тридцатиградусной жары.
Иэну Холму, исполнителю роли андроида Эша, и вовсе пришлось пройти буквально через пытку. В одном из эпизодов из его рта должны были выливаться реки молока, при том, что он на дух не переносил этот продукт.
Все усилия и страдания съемочной группы не прошли даром. В день премьеры у входа в Египетский театр стояла гигантская очередь. Отстояв ее, некоторые из тех, кто так стремился попасть в кинозал, в панике выбегал оттуда, не дождавшись окончания — столь силен был произведенный эффект. И по сей день «Чужой» смотрится на одном дыхании и держит в напряжении вплоть до последних титров, даже если вы уже не раз с замиранием сердца следили за судьбой экипажа «Ностромо».