Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Умер Георгий Данелия. Человек, даривший счастье

Развлечения
Режиссер Георгий Николаевич Данелия, 1978 год
Режиссер Георгий Николаевич Данелия, 1978 год / Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

Известие о смерти не просто знаменитого, а любимого миллионами зрителей режиссера потрясло всех. Ну что возраст, что? Ведь всегда кажется — людям солнечным, да еще таким, которые своей солнечностью делятся, должно свыше даваться много-много лет. Чтобы хватило на все и еще чуть-чуть...

Георгию Данелии было 88. Много. А кажется — как же мало. Грузины — они ведь долгожители. Но...

«Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-дза-дза»... Сценарий к «Джентльменам удачи», написанный вместе с Викторией Токаревой... Мир, огромный и особый мир умных и веселых фильмов. А еще в веке текущем Данелия показал себя с неожиданной для многих стороны — проявился как весьма яркий и даже неожиданный публицист. И вот — горькое известие. И ощущение невозвратности холодит руки и сердце. Хуциев. Данелия. Столпы...

«Обреченный» на кино

Когда-нибудь найдется тот, кто исследует и разгадает загадку, отчего и почему в небольшой когда-то республике, а ныне стране Грузии рождалось такое количество ярчайших кинематографистов и актеров. Может быть, все дело в типично грузинском отношении к жизни: его можно назвать «кинематографическим». Оно, что бы ни случилось, никогда не исключает и не выводит за скобки ни радость жизни, ни дружеские посиделки. Грузины пьют жизнь, как свое рубиновое, ароматное вино — всегда, каждый день, наслаждаясь им и не пьянея. И жизнь для них — это яркие кадры каждый день. И потребность не просто делиться ими, а превращать жизнь в праздник.

Георгий Данелия был погружен в творческую атмосферу еще совсем маленьким. Когда они жили в Грузии, мама, Мери Анджапаридзе, работала на киностудии. Так что впервые Георгий побывал на съемочной площадке еще младенцем. Да и родные дядя с тетей, Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели, народные артисты СССР, постоянно бывали у отца и матери Георгия в гостях, тоже, очевидно, повлияв на его выбор профессии.

После переезда в Москву родители сделали карьеру — каждый в своей области. Отец, Николай Данелия, вскоре стал главным инженером Метростроя. Мама быстро «доросла» из «помрежа» до режиссера-постановщика и даже получила Сталинскую премию. 

А вот сын с выбором не спешил. Не исключено, что его решение стать архитектором было как-то связано с теми фантастическими дворцами, что начали при нем возникать в метро. Бродить по станциям метро было для него сродни походу в музей... Но все же тяга к кино перевесила все. И выпускник архитектурного вуза, сотрудник института проектирования Георгий Николаевич Данелия бросил все и отправился на режиссерские курсы при «Мосфильме».

Георгий Данелия в роли Абрадокса — правителя планеты Альфа Георгий Данелия в роли Абрадокса — правителя планеты Альфа / кадр из фильма «Кин-дза-дза!»

Саркастичный новатор

В 1959 году курсы остались у Данелии за плечами. На него смотрели с интересом: «выпускаясь», он снял необычного «Васисуалия Лоханкина», а как дипломную работу представил картину «Тоже люди». Оценивать его работы даже опытным мастерам было непросто: они были какие-то... очень другие. Но в том, что архитектора-режиссера ждет большое будущее, никто не сомневался.

Сразу после получения диплома молодой специалист нашел работу: перед ним распахнулись двери «Мосфильма», и он вошел в них, полный дерзких замыслов, мыслей и планов, ничего не боясь. А жизнь любит таких — смелых и умных. Любит или наказывает... И первым его успехом стала картина «Сережа», снятая вместе с Игорем Таланкиным. Хорошие, иногда восторженные даже отзывы критики, теплый прием публикой, награды... Но Данелия, казалось всем, не реагировал на успех. Он думал и мечтал о чем-то ином. И ответ на вопрос — о чем? — дала его картина «Я шагаю по Москве». На утро после выхода этого фильма Георгий Данелия стал знаменит. В нем было все — и дань работе отца, и ощущение восторга, которое испытывал человек за камерой, снимая «свое кино», и новаторский взгляд, и тонкий и мудрый юмор, и дыхание оттепели — обманчиво теплой оттепели 1960-х. Картина стала сенсацией, потрясением, ее называли «свежим  дыханием». А Данелия шел дальше...

После выхода картины «Тридцать три» Георгий Данелия прочно укрепился в нише советской комедии. Только получалась она у него особой. Он умудрялся так тонко и с такой интеллигентностью высмеивать то, что его не устраивало в советской действительности, что оставалось лишь развести руками и... согласиться. Его юмор бил точно в цель, но был беззлобен. Он прибегал к гротескам, но сохранял при этом лиричность. На его картинах люди рыдали от хохота, а выйдя из зала — «чесали затылки»: каков... плут! Как подметил, а?

Конечно, в Данелию мигом «вцепился» «Фитиль» — сатирический киножурнал, который сегодня вспоминается с теплом и благодарностью. Миниатюры, которые Данелия снимал для «Фитиля», были остры, смешны, злободневны и талантливы. Ну а после картины «Не горюй!», собравшей под одной крышей таких звезд, как Евгений Леонов, Анастасия Вертинская, Вахтанг Кикабидзе, Серго Закариадзе и Софико Чиаурели, в СССР стали говорить о Данелии как об одном из ведущих режиссеров нашей страны.

Георгий Данелия в роли Абрадокса — правителя планеты Альфа Георгий Данелия в роли Абрадокса — правителя планеты Альфа / кадр из фильма «Кин-дза-дза!»

Мастер открытий

Привыкнув отдыхать на картинах Данелии душой, советские зрители были поражены его «Осенним марафоном». Не говоря о том, что об интеллигентских метаниях сродни тем, что блистательно показал на экране Олег Басилашвили, старались не говорить, свято охраняя от любых посягательств самую крепкую в мире ячейку общества — советскую семью, это был несколько иной Данелия — мастер психологических тонкостей и полутонов. Он снял драму как комедию, не превратив их в фарс. Плюс ко всему обнаружился еще один его дар — он раскрывал актеров с необычных сторон, предлагал им роли, которые никто другой не мог бы предложить никогда, будучи заложником восприятия того или иного человека с определенной стороны, через призму его амплуа. И если в «Осеннем марафоне» роль неуверенного в себе и заплутавшего во внутренних противоречиях Бузыкина сыграл Басилашвили, до того никогда не выступавший в таких образах, то легендарная «Кин-дза-дза» «порвала» все представления публики о Юрии Яковлеве и Евгении Леонове, «Мимино» показал истинную глубину таланта Кикабидзе, а «Афоня» подарил нам Леонида Куравлева. Точно так же, как «Джентльмены удачи» показали миру фантастического Крамарова...

Что интересно, Данелия очень любил не эти свои фильмы, а трогательную, щемящую картину «Слезы капали» — с позволения сказать, наш ремейк «Снежной королевы». В нем много печали и иронии. И не поймешь, чего больше...

Ну а знаменитые картины «Настя», «Орел и решка», «Паспорт» принесли Данелии Госпремию и славу саркастического режиссера с хорошим вкусом. Кстати, из всех своих наград Данелия больше всего гордился званиями народного артиста РСФСР и СССР.

Съемки кинофильма «Афоня». Слева направо: Леонид Куравлев в роли Афони, Евгений Леонов в роли Коли и режиссер-постановщик фильма Георгий Данелия на съемочной площадке Съемки кинофильма «Афоня». Слева направо: Леонид Куравлев в роли Афони, Евгений Леонов в роли Коли и режиссер-постановщик фильма Георгий Данелия на съемочной площадке / Анатолий Ковтун /Фотохроника ТАСС

На всех фронтах

Было бы странно, если бы Данелия ограничился только кинематографом — слишком много талантов у него было. Он рисовал, писал, в последнее время увлекся театром.

Яркой, хоть и не без трагедий, была и его личная жизнь, которую режиссер, с одной стороны, не скрывал, с другой — не афишировал. После первого и довольно короткого брака с Ириной Гинзбург и рождения дочки у него случился очень непростой и глубокий роман с Любовью Соколовой — знаменитой актрисой. Их роман начинался трудно, но они прожили в браке много лет — четверть века. И огромным ударом для Соколовой стала новость о том, что у ее мужа — новое увлечение. А он — да, встретил новую любовь. И после тяжелого разрыва со второй женой вступил в третий брак — с Галиной Юрковой, актрисой, журналисткой, писательницей. И тяжело перенес совсем уже неожиданное известие, из разряда самых горьких, что возможны на свете: в 26 лет неожиданно умер его сын Николай...   

Он справился с собой, не позволил себе саморазрушиться, опустить руки. От тоски спасла и новая жена, и творчество: с двухтысячных Данелия написал пять книг. Все они в той или иной степени биографичны: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито», «Джентльмены удачи и другие киносценарии» и «Не горюй!». Вдогонку к ним была написана и еще одна книга — «Кот ушел, а улыбка осталась».

В феврале этого года в СМИ начали говорить о том, что у Георгия Данелии пневмония. И правда, он был госпитализирован, ситуация была критической, но после сообщений об улучшении состояния все выдохнули... Но улучшения, увы, были временными.

Будем помнить. Светлая память.

Редакция «Вечерней Москвы» выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам Георгия Николаевича Данелии.  

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.