Карта городских событий
Смотреть карту

«Надо мною солнце не садится»: якутский кинематограф покоряет Москву

Развлечения
«Надо мною солнце не садится»: якутский кинематограф покоряет Москву
Картина «Надо мною солнце не садится» участвует в конкурсе, кроме того, является попыткой презентовать развитие якутского кинематографа / Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»

В России уже несколько десятилетий набирает обороты региональный кинематограф, в частности — якутский. В прошлом году на 40-м Международном московском кинофестивале кинолента «Царь-птица» завоевала главный приз.

В этом — режиссер Любовь Борисова представила свою дебютную ленту «Надо мною солнце не садится», картина участвует в конкурсе, кроме того, является попыткой презентовать развитие якутского кинематографа. Идя в ногу со временем, режиссер использует в работе скринлайф формат: периодически зритель наблюдает сцены с экрана мобильного телефона главного героя. Роль исполнил Иван Константинов, для него это также дебют в кино.

«Надо мною солнце не садится»: якутский кинематограф покоряет Москву Якуты исследуют новые жанры, представляя миру многообразие форм кино / Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»

Его персонаж Алтан не может вернуться к привычному ходу жизни после смерти матери и бабушки. Он сидит дома и целыми днями снимает короткие юмористические видео — вайны — на свой телефон. Родители решают отправить его на подработку к дяде, чтобы ребенок развеялся. В этот момент приоткрывается дверь в тот самый полусказочный-полумифический мир якутского кино. Подработка заключается в следующем: подросток отправляется в тайгу, на одинокий остров, где он будет месяц жить один и кормить песцов на ферме дяди. Ферма — дом с печкой и кроватью, а также вольеры с животными. Заманить туда Алтана оказалось очень легко, достаточно было сказать, что туда проведен Интернет.

Приехав на остров, парнишка обнаруживает, что он не единственный его житель. Роль загадочного старца Байбала из странного дома на берегу исполнил звезда фильма «Царь-птица» Степан Петров. Харизматичный пожилой мужчина обрушивается на Алтана с просьбой похоронить его рядом с женой, утверждая, что скоро уйдет из жизни. Напугав мальчишку до потери пульса, дед не отступает. Уже уверовав в древних духов, Алтан проводит языческие обряды с целью отделаться от навязчивого старца. Когда и это не помогает, юноша решается подружиться с Байбалом, а вскоре и вовсе начинает снимать забавные и добрые видео о их совместной жизни на острове вдали от цивилизации.

«Надо мною солнце не садится»: якутский кинематограф покоряет Москву Алтан не может вернуться к привычному ходу жизни после смерти матери и бабушки / Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»

Картина не так умело балансирует на грани реальности и вымысла, как предыдущий победитель ММКФ, и в этом ее единственный недостаток. Тогда как «Царь-птица» завораживал зрителя вплетением в историю народных поверий, зачаровывал таинством якутской души, «Надо мною солнце не садится» дарит лишь легкие намеки на те же ощущения. Фильм стал немного более универсальным для смотрящего, более близким к реалиям современного мира, но и в этом его упрекать не хочется. Якуты исследуют новые жанры, представляя миру многообразие форм кино. В то время как широкая аудитория, вероятнее всего, пройдет мимо, искушенный зритель найдет в картине удовлетворение от соприкосновения с неведомым доселе миром. А путешествие по нему не может быть тривиальным, ведь мы увидим его чужими и не замыленными кассовым кино глазами.

Читайте также: Награду «За вклад в мировой кинематограф» на ММКФ получил корейский режиссер

Подкасты