Чулпан Хаматова работает музой у своего мужа
В Российском павильоне вчера прошла презентация нового фильма о Владимире Маяковском, который снимет Александр Шейн, продюсировать его будут Чулпан Хаматова и Сергей Члиянц.
На голографической открытке, которую подготовили продюсеры, поэт представлен в двух ипостасях – привычный образ с папиросой в уголке рта. Повернешь открытку – и Маяковский под другим углом зрения - в щегольском цилиндре. Смысл таков: двойственность натуры поэта.
- Несколько лет назад я прочитала сценарий фильма, который написал Аркадий Ваксберг, - рассказала корреспонденту «Вечерки» Чулпан Хаматова. – И началась наша плотная работа с режиссером Александром Шейном. Шесть лет уже мы занимаемся этим проектом. Мне было очень интересно. Я как актриса практически задыхалась в безвоздушном пространстве…
Актриса подчеркивает, что эта тема стала для нее вызовом:
- Для меня это, безусловно, эксперимент. Я всегда была ярой поклонницей русской культуры начала прошлого века. Я, например, очень люблю Марину Цветаеву. Мне интересно разбираться в этом периоде. И я думаю, что сейчас мне есть, что сказать на эту тему. Даже необходимо.
Чулпан Хаматова выступит на это проекте в качестве инициативного продюсера. Но, возможно, и сыграет одну из ролей – Шейн видит ее в роли Лили Брик. Но актриса пока сомневается.
- Я благодарна Саше (Шейн, кстати, муж Чулпан и отец ее ребенка), что он взял меня в этот проект, - говорит актриса.- Есть темы, которые просто носятся в воздухе. Я как гражданин России хочу сама во многом разобраться. А в этом материале все так насыщенно, в нем ключ разгадки многих проблем.
- Последние два года я не занимался кино, - добавляет сопродюсер Сергей Члиянц. – Но ради Маяковского я вернулся в кино. Хотя Каннский фестиваль – не самое лучшее место для презентации проекта о художнике, который не любил буржуев. Но мы будем делать не простой байопик, а психологическую драму. Идея такова: два разных человека живут в одном теле: гениальный поэт и духовный искатель смысла жизни. Внутренний конфликт приводит к тому, что побеждает искатель и спасает имя поэта.
- Это абсолютно современный фильм, - продолжает Члиянц. – Ведь в сегодняшнем российском кино нет страдающего человека. Наше современное кино абсолютно не про Россию. А новые смыслы появились. Но их не видят кинематографисты. У Чулпан же и Шейна – абсолютно точное высказывание.
Сергей Члиянц считает, что наше время застоя новых идей очень похоже на то, которое так хотел разрушить Маяковский со товарищи:
- Вчерашние революционеры перестройки превратились в жирных буржуйских котов, которые кормятся у власти…
Сам же Шейн, представляя проект, вспомнил слова Цветаевой о Маяковском: «13 лет человек убивал поэта, на 14-й год встал поэт и убил человека»:
- Для меня это очень объемная фраза, я ее попытался выразить в сценарии, над которым мы с Ваксбергом, недавно ушедшим из жизни, работали пять лет! А потом еще с Чулпан. Она у нас не продюсер, а муза – именно так будет значиться в титрах.
Главное для меня в характере Маяковского, продолжает режиссер, его амбивалентность, двойственность, неоднозначность. Здесь затронуты очень важные социальные механизмы: власть, ответственность художника, его стойкость в отношениях с властью… И любовь, само собой.
У Маяковского есть строчка о том, что он 13-й апостол со своей новой правдой. В нем жила обида на создателя: «Бог есть. Но я ему не верю!» Как сформулировано! Несправедливость мира не давала ему спокойно жить, он стремился изменить его к лучшему. Сейчас это трудно представить: современный человек согласен с мироустройством.
- Не отпугнете зрителя этой философией?
- Надеюсь, что нет. Постараюсь не уйти в компромисс и нее пожертвовать важными императивам которые с детства меня о волнуют… К тому же это будет история и про любовь, и про шпионов… Но я хочу напомнить, что Маяковский с футуристами был первым панком в мире. Панки же - определенное состояние души, это очень трагическое социальное высказывание. Наши герои в этом смысле – первые прародители панков – не в смысле музыки, а как протестная социальная суб-культура. А еще они прародители современного графического дизайна. И много чего еще.
- Всплывет ли тема знаменитого любовного треугольника?
- Вопрос – как. Этот гендерный вопрос – жизнь втроем - был очень актуален на тот момент. Сколько тогда сложилось нестандартных пар! И это не имело отношения к сексуальной тематике, скорее, к духовным поискам.
- Как проходит кастинг?
- Активно. Он просто огромен. Пробую многих артистов, очень хороших. О том, кто сыграет поэта, пока промолчу. Скажу лишь, что это точно не будет Безруков. Думаю, что Татьяну Яковлеву сыграет Наталья Водянова – мне очень понравилось пассионарность ее сознания. Именно о ней поэт сказал: «Ты одна мне ростом вровень». Такой масштаб личности – развитой, образованной. Не зря же ее так возненавидела Лиля Брик. Появится в картине и последняя любовь Маяковского Нора, жена актера Яншина, и комната, в которой она сделал аборт от поэта…
- Это все-таки будет проект российский или международный?
Время покажет. Я делаю фильм не о конкретном великом человеке, а о борьбе души. И все известные имена (Бурлюк, Малевич и др.) будут убраны. А человеческая история останется. Она интересна везде. Тем более действие там происходит не только в России, но и во Франции и Нью-Йорке. И в Каннах мы открыты всем предложениям продюсеров.