Людмила Улицкая: Надеюсь на этот день рождения не получать никаких подарков
Друзья соберутся поздравить писательницу в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы.
На празднике состоится первый показ документального фильма Елены Якович «Соло для Людмилы Улицкой». А на следующий день эту картину покажут на телеканале «Культура». А после нее в 21.25 будет телеспектакль Петра Штейна по пьесе Людмилы Улицкой «Эта пиковая дама». В главных ролях — Алла Казанская и Наталья Тенякова, а Людмила Евгеньевна читает закадровый текст.
Мы поговорили с Людмилой Улицкой сразу после ее возвращения из Иерусалима с XXVI Международной книжной выставки-ярмарки. Людмила Евгеньевна представила там свою новую книгу «Священный мусор» – сборник эссе о детстве, интервью, рассказов о борьбе с тяжелой болезнью.
– Людмила Евгеньевна, как приняли книгу наши бывшие соотечественники?
– Сразу скажу: триумфа не было. Потому что книга там еще не продается. Но многие уже получили ее из Москвы: в подарок или специально заказали. У меня в Израиле основательный круг читателей.
– А как там сборник «Детство 45 – 53», для которого присылали воспоминания о послевоенных временах в том числе и наши читатели?
– Должен выйти к 9 мая. Отбор был завершен в конце прошлого года, но, как всегда, некоторые присылали письма и после завершения конкурса. И два письма мы в книгу все-таки включили.
- Что-нибудь вроде проекта «Детство 54 – 60» не планируется?
- Мы этого не обсуждали. Хочу заняться чем-нибудь другим. Понимаю, вам это интереснее всего, но я не скажу. Секрет.
- Ну хорошо. А хотя бы о планах на праздничный день расскажете?
- Подарков я в этом году не принимаю. Равно как и срезанных цветов. Посмотрим, как мне это удастся. Я борюсь с ненужными вещами в доме.
- Надо же! Вы так воспеваете весь этот «священный мусор»: керосинки, бабушкины перчатки, треснувшие пиалы… А сами его копить не хотите?
- Да, настал в жизни такой период. Всему свое время. Я не стала приглашать на праздник официальных людей, я хочу видеть людей, которые составляют круг моей повседневной жизни. И список, к счастью, большой. Мы посмотрим фильм Лены Якович. Я специально не стала отсматривать готовый материал, чтобы увидеть его впервые со своими друзьями. Лена сказала, что получилось очень грустное и печальное нечто. Что ж, и это своеобразное измерение жизни.
СПРАВКА
Людмила Улицкая родилась 21 февраля 1943 года. Окончила биологический факультет МГУ. Публиковаться начала в конце 1980-х годов. Самые известные произведения – повесть «Сонечка», семейная хроника «Медея и ее дети», романы «Искренне Ваш, Шурик», «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик». Лауреат «Русского Букера», премии «Большая книга» и многих других литературных наград.
Елена Якович: Мы совершили символичное для русской литературы путешествие
Режиссер Елена Якович известна документальными фильмами об Иосифе Бродском, Василии Аксенове, Марии Розановой, Эрнсту Неизвестному. Действие ее нового фильма «Соло для Людмилы Улицкой» неслучайно разворачивается в дороге. Людмила Евгеньевна много и с удовольствием путешествует:
– У меня безумное количество дорожных историй, написанных и ненаписанных. Тем более что у нас была большая страна, и по ней было интересно поездить, – говорит писательница. – Я давно уже живу с ощущением, что у меня есть дорожный ангел.
– Мы совершили символическое для русской литературы путешествие из Москвы в Петербург и обратно, – рассказала «Вечерке» Елена Якович. – Только вместо необходимой по законам жанра кибитки по техническим причинам у нас поезд «Красная стрела», а на обратном пути – «Сапсан». Мы едем в Санкт-Петербург на премьеру спектакля по роману Улицкой «Зеленый шатер», который поставил Театре «Балтийский дом» режиссер Анджей Бубень (до этого он воплотил на сцене роман «Даниэль Штайн, переводчик» и пьесу «Русское варенье»). Ведем типичные русские ночные разговоры в купе.
И этот поезд проходит через всю жизнь Людмилы Улицкой: от города Давлеканово в Башкирии, где она родилась в эвакуации, через ее диссидентскую юность, московские кухни… От Миусского скверика, где прошло ее детство, до Немецкого (Введенского) кладбища, где похоронены ее бабушка и мама.
– Мы говорим о ее родословной, о ее замечательных предках, о прототипах героев ее романов, – продолжает Елена Якович. – Людмила Евгеньевна рассказывает довольно сокровенные вещи, многое окажется открытием для зрителя.
Фильм сопровождает очень красивая музыка. Ее записали люди из окружения Бориса Гребенщикова. В Москве играет на саксофоне Олег Сакмаров (флейтист рок-группы «The СкаZki». – Прим. ред.), а в Питере исполняет собственное сочинение на виолончели Андрей Суротдинов (скрипач рок-группы «Аквариум». – Прим.ред.).
«Ее написали люди из окружения Бориса Гребенщикова», – говорит режиссер. Причем создана она в обоих городах, между которыми движется Людмила Евгеньевна. В Москве для Улицкой исполняет соло на саксофоне Олег Сакмаров, флейтист рок-группы «The СкаZki», а в Санкт-Петербурге играет собственное сочинение на виолончели Андрей Суротдинов, скрипач рок-группы «Аквариум».