Кирилл Серебренников: Я буду работать как прораб, чтобы покончить с плесенью в театре имени Гоголя
Напомним, что 7 августа Кирилл Серебренников был назначен худруком Московского драматического театра имени Гоголя, вместо уволенного Сергея Яшина. И вот не прошло и недели, как в театре разразился конфликт. Актеры взбунтовались против этого назначения и написали письмо, в котором заявили, что «смена руководства даст мощный толчок к гибели российского театра». Актеры напомнили, что у режиссера Кирилла Серебренникова нет высшего театрального специального образования, а также выразили опасение, что они будут уволены и потеряют работу.
Корреспондент «Вечерки» позвонила Кириллу Серебренникову, чтобы узнать подробности этой истории.
– Кирилл, как вы прокомментируете конфликт вокруг вашего назначения?
– Нет никакого конфликта.
– А как можно объяснить выходку актеров с их письмом?
– Я скажу так: есть письмо актеров, а конфликта нет. Об этом письме все узнали, потому что я его опубликовал у себя на странице в Фейсбуке. Если бы я его не опубликовал... Скажите, вы часто заходите на сайт театра Гоголя?
– Я зашла, но не обнаружила там никакого письма...
– Уже не нашли. Нелепо на официальном сайте публиковать письма против художественного руководителя.
– А когда вы планирует приступить к работе в театре Гоголя?
– Мы уже работаем. В данный момент ходим по театру и пытаемся понять, что с этим всем нам делать. Здание театра в запущенном состоянии. Реконструкции не было с 70-х годов. Везде пахнет плесенью. Состояние всего какое-то чудовищное. И мы ходим и понимаем, что здесь работать и работать. Артисты, конечно, может быть и обижаются, что «мы разрушаем основы репертуарного театра». Но в данный момент мы будем работать как прорабы, засучив рукава. И постараемся сделать так, чтобы здесь не пахло плесенью. Плесень убивает человеческий организм. Это очень вредно.
– Когда вы будете проводить сбор труппы?
– Сбор труппы не будем проводить. Потому что труппа сказала, что не хочет со мной работать. Что тогда с ними собираться! Они уже все сказали.
– Вы всех уволите?
– Всех уволить не получится. Потому что законы Российской Федерации не позволяют сделать это таким легким жестом. Иначе бы, конечно, все было по-другому. Но мы будем в каждом конкретном случае, с каждым конкретным человеком разбираться. О стариках, которые здесь работали все эти годы и отдали десятилетия этому театру, мы обязательно позаботимся. Это тоже наша ответственность.
– Вы уже решили, какой спектакль поставите в новых стенах?
– Первый спектакль будет называться – ремонт.
– А если серьезно?
– Мы все расскажем в октябре.
– С бывшим худруком Сергеем Яшиным не встречались? Не пожали друг другу руки?
– Нет. Он против меня всякие гадости говорит.
– А кто зачинщик всей этой истории с письмом?
– Я даже не пытаюсь с этим разобраться. И не хочу. Мне позиция коллектива понятна. Артисты – люди нервные. Они всегда что-то такое пишут. Но я не хочу ни с кем разбираться. У меня нет никакой злобы. Мы ведь даже не знакомы. Я не знаю их, они не знают меня.
– А ваши другие проекты будут продолжаться? Ведь раньше вы были режиссером-фрилансером...
– Я фрилансером уже не могу работать. Я теперь пошел на госслужбу. Но все свои обязательства перед «Платформой», МХТ я выполню.
– Кирилл, желаем вам творческих удач!
– Спасибо.
Мнение эксперта
Прокомментировать конфликт в театре имени Гоголя «Вечерка» попросила критика Дину Годер:
- Театр имени Гоголя последние годы был настолько в плохом состоянии, что «разрушить традиции» там просто невозможно. В театр не ходил зритель, там была плохая заполняемость зала. Насколько я знаю, Кирилл Серебренников хочет сделать на базе театра Гоголя театральный центр, куда будет приглашать разных режиссеров и актеров. Кирилл Серебренников – значимая фигура в театральной жизни. Я могу не соглашаться с какими-то его постановками, с его видением, но он очень активный человек. Надеюсь, что в его театре возникнет что-то новое и интересное. Сейчас ему надо пожелать удачи.
Вопрос, связанный с актерами – сложный и социальный. Во всем мире работа артиста – это рисковая профессия, где люди работают по контрактам в каких-то проектах. У нас в России артиста берут на работу пожизненно. И режиссеры страшно мучаются от того, что у них огромный балласт. В офисах прощаются с теми, кто не умеют работать, а здесь слабые артисты годами числятся в театре. Моя точка зрения – артистов нельзя выбрасывать на улицу, они должны иметь социальный парашют. Но и ситуацию с тем, что артисты состоят в штате пожизненно – ее нужно менять. Артисты должны переходить на контрактную форму и работать в театрах только пока они нужны.