Преступление гения
Сюжет:
ТелевидениеНазвание фильма – если не провоцирует, то вызывает вопрос: преступление? в чем? В каком преступлении можно обвинить писателя, чьей однозначной характеристикой является талант, доходящий до гениальности. И каким причудливым образом гений и злодейство оказались совместны для лирика, однажды дерзнувшего стать прозаиком?
«Живу я очень странно последние годы. Так надо было жить в молодости, а не на шестом десятке…И писать, как я пишу, лет 40 назад», - цитирует дневники Бориса Пастернака актер Олег Меньшиков. В образе Пастернака артист также тонок и точен, как в роли героя - Юрия Живаго в телевизионной версии романа. Вообще, элементы игрового кино в документальном проекте отнюдь не утяжеляют его, а наоборот, добавляют легкости. Без выдержек из писем и дневников Пастернака в исполнении Меньшикова фильм вышел бы очередным сборником монологов потомков писателя и его друзей и собственно – свидетелей… преступления.
Так в чем же оно заключается? Главным образом в том, что он, Поэт, написал роман в прозе. И выразил в нем, все то, что не мог, не сумел сказать стихами. Может быть, дело в самой прозаической форме, которая отчасти нейтрализует романтику. А может, - во времени. Пастернак приступил к роману в 1945 году, когда после пережитых кошмаров Войны люди попросту устали бояться и заговорили открыто. Именно к такому – искреннему разговору с читателем, временем, самим собой приступил и Пастернак, начав писать «роман о больших и страшных потрясениях XX века и о любви». Творил он в затворничестве на даче в Переделкино в течение 10 лет, после чего разослал рукописи романа в редакции журналов «Новый Мир», «Знамя», «Литературная Москва». Но издатели проигнорировали рукопись. А коллеги обвинили в клевете и преступлении перед «социалистической Родиной»… Не надеясь на скорую публикацию «Доктора Живаго» на родине, Пастернак отдает рукопись Джанджакомо Фельтринелли – итальянскому коммунисту, который открывает в это время свое издательство в Милане. Именно там, 23 ноября 1957 года впервые и публикуется уже ставший скандальным роман. Уже через год Пастернаку присуждают Нобелевскую премию…
Что было дальше – известно: травля, исключение из «Союза писателей», смерть... Публикация романа принесла громадную прибыль издателю, но сам Пастернак гонорара так и не дождался. Всю сумму – около 97 тысяч долларов поделили наследники писателя. Некоторые из них выступают в фильме, как свидетели и соучастники так называемого «преступления»: внучка писателя Елена Леонидовна Пастернак, внук Пётр Евгеньевич Пастернак, дочь музы и второй жены Пастернака Ольги Ивинской – Ирина Емельянова. У каждого из этих людей – своя драма, свои незаконченные, непростые отношения с гениальным предком, с его наследием и наследством.
«Между нами всеми нет полного согласия, - говорит Елена Леонидовна Пастернак о себе и других потомках писателя, - наверное, мы так и не смогли поделить …его любовь».
Очевидно, делить любовь – задача непосильная и неблагодарная. Любовь надо не делить, а разделять. И именно этого в свое время не сделали по отношению Борису Пастернаку - коллеги, друзья, время. И именно в этом, вероятно и есть главное преступление. Но не Бориса Пастернака, а уже по отношению к нему самому...