Ольга Славникова: Я не против синтетики
Сюжет:
Литкафе «ВМ»Сначала публиковалась в малотиражных сборниках молодых авторов. Лауреат Премии им. Горького и «Русского Букера», финалист премии «Большая книга».
Над каждым будущим писателем плывут облака его будущих ненаписанных произведений. Настоящий писатель рождается уже с типами письма и жанрами: романист рождается со своими романами, поэт — со своими будущими стихотворениями...
Работая с молодыми авторами уже второе десятилетие, я поняла: ничего не меняется. Литература существует и будет существовать. Так заложено в человеческом геноме...
Просто у кого-то хватает времени, чтобы облачные структуры превратились в текст, а у кого-то — нет. Кому-то везет, а кто-то так и не становится известным. Кто знает сегодня имя писателя Андрея Ромашова? Это настоящий, прекрасный писатель, которого когда-то я опубликовала в журнале «Урал». Я знаю многие произведения, которые канули в Лету и достать их оттуда невозможно.
Литература, как и камни, делится на натуральную и искусственную. Искусственный камень более прозрачен, у него лучше цвет, но он представляет собой совершенно другое вещество.
Всегда важно уметь отличить натуральное от искусственного. Но сегодня это умение теряется. Наши книжные рынки заинтересованы в искусственном продукте и полны синтетики. Потому что это хлестко, это блестко, это любит читатель. Я не против синтетики. Она нужна хотя бы для того, чтобы поддерживать в читателе моторику чтения.
Например, чтобы поддерживать эту моторику в себе, каждую неделю я должна прочитывать одну книгу. Поэтому мне необходимо регулярно ходить в магазин и покупать там сумку книг. Если я не получаю эту сумку — у меня начинается голод.
Но все-таки не нужно забывать, что есть литература от головы, а есть от Бога. И в этом постоянном напоминании я вижу задачу литературной критики. В литературе все мы — случайные люди. Все мы пришли ниоткуда. У нас есть только талант, но нет аристократии и элиты литературы.
Задача литературного процесса — грамотно разделить два типа литературы. Сделать так, чтобы смешивания не происходило. Для этого необходима серьезная пиар-программа. Нам не хватает конкретных имен.
Я предлагаю создавать рекомендательный список. И одним из первых романов, который я туда внесу, будет роман Марии Степновой «Женщины Лазаря».
Ольга Славникова — не любительница ездить на машине. В отличие от многих, она выбирает для передвижений по городу столичное метро, подземку, где происходит действие некоторых эпизодов ее единственного на сегодняшний день «московского» романа — «Легкая голова», вызвавшего массу споров, восторгов и критики.
«…в легкой голове его, как бы не имеющей физических границ, постепенно прояснилась истина, что дела его не плохи, а, наоборот, хороши. Потому что выше прав человека, защищаемых серьезными международными организациями, встали в новейшем времени Права Индивида Обыкновенного. Из многочисленных месседжей, исходящих как будто из разных источников, у Максима Т. Ермакова суммировалось понятие, что заданная Достоевским русская дилемма — миру провалиться или мне чаю не пить — решается сегодня однозначно в пользу чая».