Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Георгий Данелия: Я отказался продавать американцам права на «Кин-дза-дза»

Развлечения
Георгий Данелия: Я отказался продавать американцам права на «Кин-дза-дза»
Георгий Данелия: Я отказался продавать американцам права на «Кин-дза-дза»/ / Фото: PHOTOXPRESS

Георгий Данелия относится к той категории режиссеров, которых принято называть живыми классиками. При этом, в отличие от многих своих коллег, своим положением он никак не пользуется.

Он не просит 50 миллионов долларов на экранизацию русской классики, не вступает в схватку за очередной высокий пост. Он вообще не любит публичности — чтобы уговорить его на это интервью, у меня ушел месяц.

«Знаешь, я как прочитаю то, что говорил, всегда ужасаюсь — так коряво, что сразу же хочется взять ручку и все переписать! — скромничал автор «Осеннего марафона» и «Мимино». — Я поэтому в телевизор не хожу, потому что там-то уж точно ничего исправить не получится!» Последние семь лет Данелия работал над выходящей в прокат 11 апреля анимационной лентой «Ку! Кин-дза-дза». И в конце концов все же согласился рассказать о своем возвращении на планету Плюк.

«ГОЛЛИВУДСКИЙ РЕМЕЙК НЕ ПО МНЕ»

— Георгий Николаевич, как вообще возникла идея вернуться к этой истории?

— Мне американцы лет десять назад предложили продать им права на экранизацию и стать режиссером голливудского ремейка «Кин-дза-дзы». Я им сказал, что не могу себе представить кого-то вместо Леонова и Яковлева в ролях чатлан. То есть фильм без них просто не может состояться. Тогда они выдвинули встречное предложение — пусть землян играют живые люди, а инопланетяне будут трехмерными, фактически они хотели создать анимированные копии Леонова и Яковлева. Технологии тогда уже позволяли это сделать. Я как-то со скепсисом к этой идее отнесся. Ну и спросил их: «А зачем вам вообще понадобилось переснимать этот фильм сейчас?» Они мне ответили, что фильм с конца 80-х не только не устарел, но стал еще более актуален. Я подумал-подумал и понял, что никаким американцам права продавать я не хочу. Но их предложение все-таки сыграло важную роль — все эти разговоры про анимированные копии людей застав или мен я сделать мультфильм. И он получился рисованным, но с трехмерными вставками — такой интересный синтез.

— Что в итоге произошло с Уэфом и Би — героями Леонова и Яковлева?

— В фильме есть эти персонажи, и они, по-моему, совершенно не похожи на Леонова и Яковлева. По крайней мере, когда я их придумывал, такой задачи себе не ставил. Но все равно все говорят: «Да брось ты, очень похожи!» Ну, похожи и похожи, для меня нет в этом никакого минуса. Дело ведь в том, что я до сих пор нахожусь в диалоге с теми, кто уже ушел. И проблема для меня заключалась в том, что я долго не мог понять, кто должен озвучивать нового Уэфа. Чей голос будет звучать вместо голоса Леонова? И когда я сообразил, что он должен говорить голосом его сына Андрея, окончательно успокоился. Уверен, Жене приятно, что я принял именно такое решение.

«Я НИКОГДА НЕ СНИМАЛ КОМЕДИИ»

—  «Кин-дза-дза» — наверное, самый неоднозначный, с точки зрения ваших поклонников, фильм. До сих пор ведь часть публики уверена, что зря вы зашли на несвойственную вам территорию фантастики. Вы что обычно отвечаете на такие заявления?

— А я вообще не понимаю людей, которые рассуждают о том, что свойственно Данелии, а что нет. Я снял мелодраму «Сережа» про маленького мальчика и его отчима, затем драму «Путь к причалу» об одиноком пьянице-моряке с трагическим финалом. Потом была лирическая идиллия «Я шагаю по Москве», которая ничего общего не имеет ни с «Сережей», ни с «Путем к причалу». И так — всю жизнь. Раньше вот писали, что я никак не могу найти свою тему. Сейчас, когда в народной памяти остались 15 моих фильмов, всем кажется, что я все время одну и ту же картину делал. Хотя и эти 15 тоже очень разные — не будете же вы искать сходство между «Мимино» и «Осенним марафоном»?

— Если говорить о режиссерской интонации, то ваши фильмы похожи друг на друга.

— Интонация — совсем другое дело. Значит, я режиссер-автор. Есть же писатели, которых литературовед вычислит, даже если они напишут вместо романа памфлет, да еще и под псевдонимом. В этом смысле все мои фильмы похожи на меня, они — это и есть я. И «Кин-дза-дза» вовсе не исключение. А про реакцию части зрителей я, конечно, знаю. Но это реакция как раз не на интонацию, а на форму, в которую облечено высказывание. Да, она вот такая — смесь абсурда, иронии и фантастики. Но все-таки «Кин-дза-дзу» до сих пор помнят, и я могу спокойно относиться к тому, что часть поклонников других моих фильмов не хотят ее принимать.

— Какие еще стереотипы о самом себе вам кажутся ошибочными?

— Уже устал говорить, что я, к сожалению, не комедийный режиссер. Во многих моих лентах есть юмор, но комедию я за 50 лет снял всего одну — «Тридцать три». И она не считается моей главной творческой удачей. Чистым комедиографом у нас только Гайдай был. Если не верите мне, предлагаю вам устроить такой эксперимент — покажите одной и той же аудитории «Калину красную», а затем мой «Осенний марафон». И запишите реакцию зрителей на обе картины на диктофон. Я вас уверяю, что смеха на фильме Шукшина будет как минимум в два раза больше. Комедийный режиссер специально снимает эпизод так, чтобы он был смешным — он заранее знает, на какие кнопки нужно нажать. Мне же очень приятно, когда на моих фильмах люди смеются, но я всегда с удивлением наблюдаю за их хохотом. Потому что вроде бы я всегда рассуждаю о серьезных вещах. Если вы задумаетесь, то обнаружите, что тот же Фрунзик Мкртчян ничего смешного не делает в сцене суда в «Мимино». Просто смех рождает сам характер Фрунзика, настолько он трогательный.

«ВСЕ БАНДИТЫ В ФИЛЬМАХ — ГРУЗИНЫ»

— Но то, что «Кин-дза-дза» была довольно злой сатирой, вы же не будете отрицать?

— Наверное, так можно сказать. Ко мне ведь многие после премьеры подходили и шепотом говорили: «Как смело!» Но я ничего такого не имел в виду. Это был рассказ о пути человечества. Что мы делаем с культурой, языком, планетой? Зачем мы уничтожаем все живое? Именно эти вопросы я себе задавал.

— А сейчас?

— Американцы не зря говорили, что фильм с годами стал еще более злободневным. Ничего ведь не изменилось, разве что к старым проблемам новые добавились. Например, национализм. У нас до сих пор делают вид, что не поняли очень простую вещь — столкнуть народы лбами ничего не стоит, а вот помирить их невероятно сложно. Мне больно наблюдать все то, что у нас происходит. Как не хай Советский Союз, открытого национализма там не было. По крайней мере я как грузин никогда его не замечал. С другой стороны, я на себе и сейчас не замечаю, но нельзя же не обращать внимания на то, что вокруг. Своих детей кавказские семьи боятся отпускать одних в город. Да вы сами все это знаете. И когда говорят, что это проблема в принципе труднорешаемая, я не верю. Нужно просто строго наказывать за любое проявление национализма. В СССР так и было. Если кто-то позволял себе идиотское высказывание в адрес другой нации, его тут же забирали в милицию.

— То есть вы верите, что можно все поправить исключительно карательными мерами?

— Нет, конечно. Нужно и объяснять людям, что такое хорошо. В американских фильмах на протяжении многих лет культивировался образ хорошего негра. Когда я в первый раз был в США, там негров еще не пускали в рестораны. А теперь у них президент черный. Значит, кино сыграло свою роль? А у нас что? Если вы включите какой-нибудь современный российский криминальный фильм, там все бандиты будут грузинами, которых играют армяне. Неправильно все это…

СПРАВКА

Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. После окончания школы поступил в Московский архитектурный институт, окончив который в 1955 году, поступил на Высшие режиссерские курсы. Известность пришла к режиссеру в 1964 году, после выхода на экраны комедийной мелодрамы «Я шагаю по Москве». 11 апреля на экраны выходит мультфильм «Ку! Кин-дзадза», в основе которого лежит литературный сценарий оригинальной ленты.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.