Юбилейная выставка Хуана Миро открылась в Москве
Более 200 работ легендарного испанского художника Хуана Миро выставили в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре в рамках фестиваля «Черешневый лес». Корреспондент «Вечерки» оценил масштаб проекта, приуроченного к 120-летию со дня рождения сюрреалиста.
На выставке «Образы. Хуан Миро» ММСИ на Гоголевском бульваре яблоку негде упасть: посмотреть юбилейную экспозицию собралось несколько сотен человек. Интерес к проекту, организованному силами директорами ММСИ Зураба и Василия Церетели, а также с помощью руководителя фестиваля «Черешневый лес» Эдит Куснирович, понятен: впервые в Москве столько масштабная выставка мастера. Более 200 работ из фонда Миро, который находится на острове Майорка, — живопись, графика, скульптура, керамика, книжные иллюстрации — заняли весь второй этаж музея. Каждый зал отдан под одну из любимых тем художника: «Женщина», «Птицы», «Пейзажи», «Созвездия», «Глаз».
Через эти образы, который Миро на протяжении всей жизни повторял на холстах и в скульптуре, художник пытался осмыслить мир. Сам он так объяснял свои интуитивные поиски: «Мною изнутри руководит пластичный и поэтический случай; это ассоциации форм и идей: форма дает мне идею, а эта идея приводит к другой форме, и их сочетание превращается в персонажи, животных, в не-знаю-что, что я не могу предугадать».
В одном из залов воссоздана мастерская Миро, которую в 1956 году на острове Майорка построил для художника его друг, архитектор Жозеп Льюис Серт. В этом просторном доме художник создал массу произведений и специалисты считают, что это один из самых плодотворных периодов работы Миро. В зале ММСИ на фоне большой фотографии студии разложены кисти, краски и работы художника, а в центре документальной инсталляции — плетенное кресло, в котором он любил сидеть в перерывах между работой. Все примерно так, как оставил Миро. Эта лаборатория художника наглядно показывает его страсть к своей профессии: так же, как в детстве он часами рисовал, сидя в постели, к которой его приковал тиф, так и в конце жизни (а сюрреалист прожил до 90 лет) он без устали работал. Миро отдавался искусству полностью, интуитивно нащупывая новые художественные решения и формы. Ломая стереотипы, он раздвигал границы искусства, за что и получил заслуженное признание и популярность.