Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

V4: Куба из Польши и другие. В Москву едет «новый джазовый евроквартет»

Развлечения
V4: Куба из Польши и другие. В Москву едет «новый джазовый евроквартет»
Джазовые импровизации знаменитого оркестра. / Фото: www.sxc.hu

[OBJ=Central European Jazz Connection]

Политики и экономисты Старого света вот уже который год тщатся утвердить новое всеевропейское сообщество – выходит что-то не очень, прямо скажем через пень-колоду… А вот у джазовых музыкантов, как выясняется, такое сообщество вполне получилось. Тому прямое свидетельство – успешное существование Джазовой формации V4 , или Джазового содружества Центральной Европы (Central European Jazz Connection). Иначе их называют Вышеградская четверка – по названию Вышеградской группы, созданной в феврале 1991 года в венгерском городе Вышеград. Ее цель, ни много ни мало, - «посредством музыки передавать культурное и политическое единение европейских стран».

В Джазовую формацию V4 объединились четверо известных в своих странах джазменов - из Польши, Чехии , Словакии и Венгрии. Уже который год они успешно гастролируют по всему миру. Квартет исполняет в основном свои собственные, авторские джазовые композиции. Этот коллектив и приезжает на днях в Москву – порадовать столичных меломанов своим искусством 14 июня, в Клубе Игоря Бутмана на Чистых прудах.

Европа и Америка

Информация о каждом из них – достаточно яркая повесть о нестандартной, интересной джазовой карьере. Так Куба (Якуб) Станкиевич, в этом году отмечающий 50-летний юбилей, по праву считается одним из ведущих джазовых пианистов Польши. В нынешнем году он был удостоен «польской Грэмми» - премии Fryderyki-2013 в номинации «Альбом года – джазовая музыка». Эксперты отмечают , что его исполнительский стиль несет в себе многие черты американской фортепианной джазовой школы. Что не случайно: в конце 80-х польский джазмен был студентом престижного Музыкального колледжа Беркли в Бостоне, после окончания которого Станкиевич был удостоен премии имени знаменитого американского джазового маэстро Оскара Питерсона.

 Вернувшись домой, в Польшу, Станкиевич организовал свой квартет и записал альбом, который получил признание в Европе и был назван лучшим польским джазовым диском. Сейчас на его счетцу – несколько хитовых альбомов; Станкиевич не только играет в группе V4, но и преподает основы фортепианного джаза в Университете Зелена Гура. А во Вроцлавской Академии музыки джазмен защитил диссертацию и получил докторскую степень.

Еще один участник Вышеградской четверки, 43-летний венгерский трубач Корнел Фекете- Ковач начинал джазовую карьеру выпускником Музыкальной академии Феоренца Листа (где сейчас преподает) . Он хорошо известен в Европе как композитор, аранжировщик и солист. В этом качестве сформировал собственный квинтет, Оркестр современной музыки, а также выступает в нескольких международных музыкальных проектах – в Дании, Финляндии, Голландии и странах Вышеградской четверки. Постоянный участник международных джазовых фестивалей в Европе.

52-летний словацкий гитарист, композитор и преподаватель Матус Якабчиц - также выпускник американского Колледжа Беркли – и выходец из знаменитой европейский художественной династии: Виеры Жилинчановой и Михала Якабчица. Ныне Матус, кроме участия в V4, руководит и консерваторскеим биг-бэндом в Братиславе.

И наконец, самый молодой участник V4 – Томаш Барош. В свои 28 уже успел завоевать лавры талантливого контрабасиста современной чешской джазовой сцены. Успел поучиться и в Пражском Музыкальном колледжи, и в джазовой альма-матер в Беркли. Лауреат нескольких престижных европейских музыкальных конкурсов.

Шопен, Чайковский и Булгаков

Незадолго до концерта фронтмен V4 Куба Станкиевич дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Вечерки». Мы поговорили, в частности, о самых «сокровенных» основах джазовой музыки:

- Вы известны как человек широкого музыкального образования. Почему все же решили избрать джаз – как музыкальную «стезю»?

- Джаз для меня – это прежде всего свобода: импровизации, самовыражения – да, собственно, всего образа жизни! Но при этом, конечно же, нельзя забывать о постоянной ответственности за тот творческий «продукт», который мы производим.

 - О вас иногда говорят, что вы играете джаз «с американским акцентом». Понятно, почему: вы учились в США и много гастролировали по Америке, являетесь обладателем престижных американских музыкальных премий… И все же - какой джаз вам более по душе – американский или европейский? И в принципе - насколько правомерно такое «национально-территориальное» разделение: «европейский джаз», «польский джаз»?..

 - Джаз для меня – это музыка «американского происхождения», но она уже давно стала глобальной! При этом, конечно же, мы выросли в Европе, под влиянием наших национальных музыкальных традиций - в Польше это Шопен, Шимановский, Лютославский; в России – Чайковский, Мусоргский, Бородин. И так далее! Кстати, не так давно я слышал в YouTube большую программу Мечислава Кoша (Mieczyslav Kosz) –великого польского джазового пианиста, который умер более 40 лет назад. И он играл в этой программе собственную джазовую аранжировку… «Половецких танцев» Бородина!

Для меня, например, это удивительный микс джазовой музыки, рожденной под влиянием знаменитого американского джазового композитора и пианиста Билла Эванса – и совершенно неоспоримых классических музыкальных основ. При всем этом – в искусстве всегда существует грань, когда вы перестаете говорить, что «это джаз», а «это – классика» - поскольку это просто хорошая музыка.

- Вас нередко называют также мастером «романтического джаза» - что лично вы вкладываете в это понятие?

- Отвечу так: я вырос, слушая музыку Шопена – но одновременно и Билла Эванса. И уверен, что Билл Эванс тоже слушал Шопена с наслаждением!

- У вас множество джазовых премий и наград – какие из них вам наиболее дороги?

- Считаю, что моя лучшая награда – в том, что я имел и имею возможность играть на одной сцене с выдающимися музыкантами.

- Какие из этих творческих встреч вам наиболее памятны?

- Например – будучи еще совсем молодым человеком, я имел возможность работать со Збигневом Намысловским (Zbigniew Namyslowski) и Яном Пташином Вроблевски ( Jan Ptaszyn Wroblewski) - знаменитыми польскими музыкантами. Многому научился у них, узнал много нового о музыке.

И еще, конечно же, очень важным стало для меня сотрудничество с Артом Фармером

(Art Farmer) – выдающимся джазовым мелодистом и стилистом бибопа. Мы сделали с ним совместный альбом во Вроцлаве. Он был выдающимся исполнителем, замечательным импровизатором – и к тому же большим, убежденным гуманистом…

- В каких крупных проектах вы участвуете сейчас?

- Недавно записал сольный альбом , включающий мои собственные интерпретации сочинений выдающегося польского классика Войцеха Киляра ( Woiciech Kilar). Компакт-диск вышел буквально на днях, и первые комментарии экспертов весьма обнадеживают…

- Господин Станкиевич, насколько я знаю, вы не первый раз приезжаете в Россию - и к нам, в Москву?

- Да, в этом году это будет уже третий мой визит в Россию. В начале весны играл с моим квартетом на джаз-фестивале в Ярославле. В мае со знаменитым квартетом Петра Барона – известного польского саксофониста, представляющего очень своеобразный «восточноевропейский джаз» - выступал в Москве. А теперь вот снова собираюсь в российскую столицу – с квартетом V4.

- Может быть, у вас в Москве уже появились и свои любимые места?

- Да, пожалуй, - этой весной, несмотря на очень плотную программу, не удержался и все же отправился на Патриаршие пруды – в знаменитый булгаковский дом…

- Что скажете о российской аудитории ?

- Думаю, русская публика очень музыкальна, эмоциональна и весьма образованна в художественном плане. Приятно играть для такой аудитории.

- А много ли вы встречались с российскими джазменами?

- В музыкальном Колледже Беркли, в США я в молодые годы учился вместе с Игорем Бутманом. И вот нынешней весной, через 23 года, мы снова встретились в Москве! Прекрасно помню его компакт-диск, который слышал в США - там он записал свою джазовую версию известной русской песни «Полюшко-поле». Это было по-настоящему здорово!!

- Интересно узнать: кого вы считаете своими главными учителями в музыке?

- Могу сказать, что вместе с нашими педагогами по джазу мы с удовольствием слушали и джазовую классику, и современных музыкантов. Для меня особое значение имели такие «встречи» с уже упомянутым выше Биллом Эвансом (Bill Evans) и Уинтоном Келли ( Wynton Kelly), которого называют «фундаментальным джазовым пианистом»; Редом Гарландом (Red Garland) – американским пианистом, во многом определившим «идиоматические основы» джазового звучания – и выдающимся джазменом Хэмптоном Хоузом (сегодня в его родном Лос-Анджелесе день рождения джазмена 13 ноября даже отмечается как «День Хэмптона Хоуза» - «Hampton Haves Day»)…

- Вы не только известный музыкант, но и опытный преподаватель. Чему в первую очередь стремитесь научить своих студентов?

- Сегодня кругом Интернет, YouTube… Слишком много «информационного шума». Поэтому молодые люди часто просто не знают, что выбрать. В этой ситуации хороший преподаватель должен в первую очередь подсказать им – что именно слушать. К примеру, я знаю, что Чарли Паркер, во многом заложивший основы американского и мирового джаза, слушал Лестера Янга - крупнейшего мастера эпохи джазового свинга и знаменитого американского джазового тенор-саксофонистьа Коулмена Хоукинса (Coleman Hawkins) …

- Последний вопрос: над чем работаете сегодня?

- Продолжаю проект на музыку знаменитого польского классика Войцеха Киляра, но теперь уже - для джазового трио и струнных. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.