Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Великий Анатолий Васильев: Просто дядя Толя

Развлечения
Гуру российской и мировой режиссуры Анатолий Васильев.
Гуру российской и мировой режиссуры Анатолий Васильев. / Фото: Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва»

Под Звенигородом продолжает работу Международная летняя театральная школа СТД. Проходят репетиции, занятия, семинары. Продолжаются и мастер-классы от мэтров отечественного театра. В субботу - 15 июня - к молодым актерам приехал гуру российской и мировой режиссуры Анатолий Васильев. Личность, возможно, самая противоречивая, но, несомненно, гениальная.

Анатолий Васильев, после того как в 2006 году покинул Россию, практически сюда не возвращался, весь свой опыт отдав европейским театральным школам и театрам. Потому-то сегодняшняя встреча-беседа, мастер-класс - уникальны.

Его диалог с собравшейся молодежью получился настолько живым, что хочется передать его максимально близко к оригиналу, не утяжеляя собственными размышлениями и пояснениями. Кроме того, интервью Анатолий Васильев практически не дает, а потому будет лучше, если здесь прозвучит именно его голос.

Итак, своеобразный "блиц-портрет" мэтра нашего театра.

- Представляться я не буду, потому что мне не хочется этого делать. На ваши вопросы, кто я и чем занимаюсь, я тоже отвечать не собираюсь. И что нам делать?..

- Что надо, чтобы создать театр?

- Талант. Талант и все.

- А как определить, есть талант или нет?

- Проживешь лет до семидесяти - узнаешь!

- Будете ли вы преподавать в России в ближайшее время?

- В России я не преподаю. С 2006 года я здесь не работаю. Я - частное лицо. И к вам приехал, как частное лицо. Просто дядя Толя.

- У вашего театра есть вывеска?

- Какая вывеска?

- Ну... "Театр имени..."

- Нет, просто написано "Основан Васильевым". А есть вывеска или нет, я не проверял - с 2006 года не подхожу к подъезду этого театра.

- Были у вас когда-нибудь в вашей профессиональной жизни моменты, когда вы чувствовали определенное разочарование в ней?

- Не моменты. Как пришел в профессию - сразу разочаровался.

- Скажите, с чего вы обычно начинаете репетицию?

- Просыпаюсь и начинаю.

- Как вы относитесь к репертуарному театру?

- Я в нем работал.

- Что, на ваш взгляд, нужно изменить в современном театре?

- Ничего не нужно менять - он просто должен быть современным.

- А что значит современный театр?

- Современный театр - это такой театр, который является современным.

- Что вас за последнее время потрясало в театре?

- Ничего не потрясает. Я спокоен. Очень спокоен.

- А что-нибудь сейчас ставите?

- Я же вам сказал - я спокоен. В отношении собственных перспектив. У меня нет перспектив. Мне нечем похвастаться.

- Какой спектакль за последнее время произвел на вас наиболее сильное впечатление?

- Этот спектакль - вся прожитая мною жизнь. Удивительный спектакль. Все остальное слабее.

- Ваша любимая пьеса?

- "Мышеловка"

- Агаты Кристи?!

- Нет.

- Что вы сейчас ставите?

- Последнее время я занимаюсь образованием, очень редко - лабораториями. (Пауза) Спектакли я больше не ставлю.

- А в Москве что сейчас будете делать?

- Спать.

- Можно нескромный вопрос?

- Задавайте.

- Вы любите выпить водки?

- Раньше любил. И сейчас тоже.

- Вы еще иногда играете на фортепиано?

- Теперь уже нет.

- Как вы относитесь к системе обучения театральных актеров в России?

- Я всегда к ней относился очень плохо.

- Почему?

- У меня всегда были другие принципы и взгляды. Вообще, у меня все было какое-то другое. Рутины много.

- А европейское образование?..

- Ничем не отличается. В России даже лучше.

- А у вас есть мысли, как эту систему образования реформировать?

- Это не ко мне - это к Министерству образования.

- Как вы относитесь к системе Станиславского?

- К системе Станиславского я всегда относился одинаково. (Пауза) Я восхищен.

- С кого, на ваш взгляд, началась режиссура?

- С Эсхила.

- Ээ.. А если поближе к нам?

- Говорят, что с русской режиссуры. Поймите, меня не интересуют вопросы, которые задают на театроведческом факультете. С Эсхила.

- Вы сами будете еще выходить на сцену как актер?

- Не знаю. Поздно уже. (Пауза) Никто не приглашает.

- Что для вас самое главное?

- Надо уметь любить. Это трудная работа - любить. Ненавидеть проще.

- Как вам удается совмещать театр с личной жизнью?

- Никак не удается. Те, кто окружает меня в моей личной жизни - несчастные люди. Я благодарен им, что они не побросали меня. Так что не удается. (Пауза) И у вас не получится.

- От актера, в отличие от музыканта, от скульптора, ничего не остается. Даже после режиссера можно увидеть спектакль, а от нашей профессии не остается ничего...

- Это если "надевать маски", то ничего не остается, а если оставаться человеком, то это то же самое, что быть музыкантом. Да и, по совести, от режиссера мало что остается. Не актером надо быть, а человеком.

- Что вы думаете про театр кукол?

- Как я могу думать о том, чего не знаю?

- У вас есть ученики в России? Они продолжают ваше дело?

- Не так давно в Италии в одном небольшом городе со мной произошла смешная, неловкая история - на встрече с мэром этого города. Он произносил торжественную речь и, не зная толком материал, назвал меня учеником Гротовского. Кто-то посмеялся - это, действительно, было смешно. А я ответил тогда и отвечаю сейчас: я никогда не был учеником Гротовского, но сам его выбрал своим учителем. Это не одно и то же. Так и моим учеником будет тот, кто выбрал меня как своего учителя.

- В современном театре искусство актера еще актуально?

- Театр начинается и заканчивается искусством актера. Я утверждаю это как режиссер. Если в театре нет искусства актера, то мне скучно. Там мне нечего делать.

- Куда, к кому идти за игровым театром?

- Школа - это я сам. Начните школу с самого себя. Что еще остается делать?

- Как же все это сложно!

- Театр не был бы так вульгарен, если бы все было просто. Театр по своему бытованию должен прикидываться вульгарным, пошлым, банальным, отвратительным, никчемным. Это его метаморфозы. Только благодаря этому он выживает. Если бы он был тем, что он есть на самом деле, что он есть сам по себе, то он бы никогда не выжил. Искусство слишком уязвимо. Оно должно прикидываться и принимать элементарные формы.

- То, что вы говорите, очень напоминает дзэн-буддизм...

- Да. Но это не специально!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.