Уникальный вечер в консерватории: Джошуа Белл и Валерий Гергиев
Один Маэстро – и… семь оркестров
Молодежный Национальный оркестр США - новый коллектив, созданный недавно при прославленном Карнеги Холле. Причем - в совершенно редкостном составе: это – молодые музыканты в возрасте… от 16 до 19 лет. Их 120 – прошедших тщательный отбор и доказавших свой талант.
Каждый следующий год оркестром будет дирижировать какая-то новая мировая знаменитость. Первым стал российский маэстро Валерий Гергиев! Как известно, сегодня он руководит оркестром Мариинского театра в Петербурге, а также является лидером и дирижером Роттердамского филармонического оркестра. В качестве приглашенного дирижера, кроме того, постоянно выступает с Венским и Лондонским филармоническими оркестрами, а также - Лондонским и Чикагским симфоническими оркестрами
Так что Америкакнский национальный молодежный оркестр - для него уже седьмой! Сразу после московского концерта новоиспеченному оркестру во главе с народным артистом России предстоит большое мировое турне: выступления в Питере, Вашингтоне, Лондоне…
Грэмми и два Оскара
Вторая часть «интриги» этого классического шоу в Большом зале столичной Консерватории - в том, что впервые с Национальным молодежным оркестром США здесь выступит знаменитый американский скрипач виртуоз Джошуа Белл. Как свидетельствуют крупные европейские музыкальные критики, неизменная особенность его выступлений– «редчайший красоты звук». Талант Джошуа отмечен многими престижными регалиями – в их числе Грэмми, почетное звание «лучшего американского инструменталиста» и редкий титул «суперзвезда академической музыки»; целых два Оскара - за саундтреки к популярным фильмам. И, наконец, высшая академическая музыкальная награда США – Премия Эвери Фишера.
Его личная звезда – в Зале славы Голливуда. В Театре Форда в Вашингтоне Белл играл перед президентом Обамой, после чего дал уконцерт в Белом доме для президентской семьи.
…Джошуа из вундеркиндов – причем самого разного «профиля». В 10 лет он участвует в детском Национальном первенстве США по теннису – а в 14 дебютирует в качестве солиста-скрипача с Филадельфийским оркестром под управлением Рикардо Мути. Дебют приносит бешеный успех – следует большой концерт в Карнеги Холле и многочисленные гастроли по мировым музыкальным столицам…
Сегодня 45-летний Белл работает как академический музыкант в самых разных амплуа: солирует с оркестром, выступает в камерном жанре, дает соло- концерты. «Белл ослепителен!» - пишет о нем престижный музыкальный журнал «Grammofon».
А еще у Джошуа уникальный инструмент – он играет на скрипке Страдивари 1713 года. Кроме того, Белл использует очень редкий французский смычок конца XYIII века – мастера Франсуа Тутта.
-Эта скрипка каждый раз звучит по-новому! – не устает удивляться музыкант.
С русской удалью
Джошуа с удовольствием признается… в своем «русском происхождении»:
-У меня бабушка была из России, - с гордостью говорит он.
Впрочем, «русская удаль, похоже, всегда проявлялась в характере музыканта. Речь прежде всего о его «необычайно широкой наьтуре» - будучи практически «рафинированным академистом», он в принципе ведет себя совсем не так, как многие академические музыканты. Белл – участник ряда популярных телепроектов, он снимается в кино в качестве актера - например, в дуэте с Мэрил Стрип. Выступал на одной сцене с Пласидо Дроминго и Селин Дион, Сарой Брайтман и Шарлем Азнавуром…
А вот уже настоящая «русская рулетка», только на музыкальный лад - однажды мрачным январским утром на одной из станций вашингтонский подземки появился элегантный уличный музыкант. Он играл классику на скрипке - той самой, Страдивари. 45 минут пассажиры метро могли наслаждаться чарующими звуками – но… маэстро тогда узнали в лицо всего несколько прохожих.
Согласитесь, не каждый «академист» решится на такое. Зато смелая выходка музыканта стала материалом для большой аналитической статьи в «Вашингтон пост» – о месте высокого искусства в современном мире…
«Съешь банан!»
Джошуа Белл не первый раз приезжает в Россию. По собственному признанию, ему особенно нравится выступать в Москве, где у него уже немало друзей среди музыкантов.
-Русские – особый народ! - восклицает Джошуа. – Чувственные. Эмоциональные. И суеверные! Особенно музыканты – почти все соблюдают правило: если партитура упала на пол – надо на ней посидеть, иначе жди беды.
- А еще – многие носят в футлярах с инструментами иконки, эти чувства нельзя не уважать, - добавляет американский скрипач.
Белл рассказывает, что именно под влиянием российских друзей сложился и его собственный предконцертный «ритуал»:
-Я съедаю один банан и незадолго до выхода на сцену бросаю бумажное полотенце со шкурками в мусорную корзину с довольно большого расстояния. Если попаду – концерт пройдет хорошо, если нет… Тогда могу долго стоять и бросать – пока не попаду!
…В ответ на вопрос о своих любимых композиторах музыкант неизменно говорит о Чайковском.
- Скрипичный концерт Чайковского я впервые сыграл в 13 лет вместе с моим учителем Джозефом Гингольдом, котолрый очень известен в Америке – но вообще-то он тоже родился в России , - вспоминает Белл. - Так что и в творчестве у меня отчасти – «русские корни». А записал этот концерт я впервые с Владимиром Ашкенази – мне тогда было 20 лет. Еще через 17 лет я вновь записал этот концерт – уже с оркестром Берлинской филармонии…
-Так что, - продолжает музыкант, - я «встречался» с этим произведением много раз, но продолжаю работать и совершенствоваться в исполнении Чайковского.
-Каждый скрипач находит свои интерпретации, собственное прочтение сочинений Чайковского, - заключает Белл. –Мне, конечно, нравятся трактовки Иосифа Хейфеца и Давида Ойстраха, но весь интерес заключается в том, что сказать, кто лучше играет, невозможно. Каждый музыкант играет по-своему…
Остается добавить: на нынешнем концерте в БЗК в Москве в исполнении «транснационального» дуэта «Гергиев-Белл» прозавучат Шопен и Брамс, Рахманинов и Чайковский... А также – несколько современных композиций, которые станут сюрпризом для столичных меломанов.