Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Тонкий вкус перекрестка

Развлечения
Кинотеатр "Москва", где проходили показы фильмов.
Кинотеатр «Москва», где проходили показы фильмов. / Фото: Наталья Боброва, «Вечерняя Москва»

То, что Ереван уже в десятый раз проводит свой «фирменный» фестиваль во-первых, достойно уважения и даже некоторого восхищения. Ни в одной из кавказских республик не замечено еще столь преданного отношения к современному кинематографу и столь благодарных зрителей, как в Ереване.

Но это чудо возникло на родине Сарьяна не на пустом месте, не вдруг. Все этот «пир духа» – плод напряженной десятилетней работы преданных кино энтузиастов. Они вырастили мощное дерево «Абрикоса» буквально из одной косточки, заложенной десять лет назад и неустанно поливаемой заботами директора фестиваля Арутюна Хачатряна (кстати, тоже очень интересного режиссера). И теперь даже министр культуры Армении признает, что «Золотой абрикос» стал, по сути, визитной карточкой культуры современной Армении.

[OBJ Открытие звезды Шарля Азнавура в Ереване]

И, во-вторых, юбилей ведь и повод для подведения некоторых итогов. А они весьма позитивные. Спустя десять лет стало ясно: смотр оправдал в полной мере свой девиз – «На перекрестках культур и цивилизаций».

- Армения всегда лежала на перекрестке путей, – говорит почетный президент фестиваля канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян.

- И фестиваль служит прекрасным символом такого положения вещей. Здесь мы не только смотрим фильмы и встречаемся с коллегами, мы тут еще и гости. Традиции гостеприимства уходят корнями в тысячелетия. Радушие организаторов нас невероятно трогает.

- Тут ведь не только красная дорожка и блестки, тут показы серьезные ленты, тут правит искусство кино, - добавляет член жюри Серж Аведикян.

- Как быстро пролетели эти десять лет! – удивляется Арутюн Хачатрян. – За это время нам удалось не только расширить географию стран-участниц, но и увеличить количество зрителей в разы.

Ведь фестиваль состоялся, потому что состоялся зритель. Мы начинали фестиваль с 20 фильмов, сегодня их - более 200. Двести картин для такого фестиваля – действительно большое счастье. Вначале у нас было только две программы, а сегодня у нас их около десяти.

Напомним: это «Режиссеры без границ», «Армянская панорама», Киношкола, Онлайн фестиваль, «Ереванские премьеры», «Ретроспективные показы», «Дань уважения» и другие.

Кино – мост дружбы

Армяно-турецкие отношения – давняя болевая точка. Залечить шрамы давнего конфликта была призвана армяно-турецкая «Киноплатформа», на которой Киноакадемии двух стран обменивались опытом и налаживали культурный диалог.

Ну, а сами «абрикосовые» фильмы показывались в двух кинотеатрах армянской столицы – «Москва» и «Наири» и в Театре кукол. А одна из программ - «Кино стран СНГ» - была представлена в армянском Гюмри, который официально провозглашен культурной столицей.

Вот несколько цифр. В этом году было подано более 1000 заявок из 94 стран. В конкурсной программе - 200 фильмов. Многонациональное жюри оценивало ленты в четырех основных номинациях: «Игровое кино», «Документальное кино», «Армянская панорама» и «Абрикосовая косточка».

Кстати! Для последней было представлено рекордное количество фильмов. Координатор этой программы, режисер Арам Шахбазян это объясняет популярностью современных технологий:
- Кроме фильмов на DVD дисках, режиссеры нам высылали множество ссылок к видео-фильмам, помещенным в Интернете.

Грузинский акцент

Программа «Грузинское кино» - это и классика («Мимино» Георгия Данелия, «Отец солдата» Реваза Чхеидзе), и совсем новые работы молодежи – вроде «Улыбайся» Рузидлан Шкония «Машина, котоаря все делает невидимым» и Тамары Гурчиани. Последняя документальная лента увенчана уже многими наградами – в том числе фестивалей в Торонто и Сандэнсе. Эта работа, вслед за лентой Любови Аркус «Антон тут рядом» сделана в модном тренде: на стыке кино и реальности: ее герои – обыкновенные люди, счастливые и несчастные (последних, правда, больше), со своими заботами, болями и проблемами. Они рассказывают о своей жизни, рассказ тут же трансформируется в кадры, и эти кадры потом изменяют их жизнь. Волшебная сила искусства в прямом смысле слова.

Армяне с большой буквы

«Золотой абрикос» всегда удивляет обилием по-настоящему звездных фигур. И не раздутых пиаром и рекламой, а настоящих классиков современного кинематографа, которые почему-то с огромной радостью едут в Ереван и не очень-то спешат на ММКФ. Вот смотрите сами, кто пришел на этот раз. Годфрид Реджио. Ульрих Зайдль. Маргарет фон Тротта. Артавазд Пелешян. Йос Стеллинг. Иштван Сабо. Кшиштоф Занусси. Сергей Лозница. Роман Балаян. Атом Эгоян. И, конечно же, Главный Гость - армяно-французский шансонье Шарль Азнавур. Несмотря на солидный возраст, который приближается к 90 годам, певец посетил фестиваль и открыл свою звезду на площади своего же имени. Кстати, эта звезда не стала первой на ереванской Аллее звезд по аналогии с голливудской Аллей Славы. Тут уже заложены звезды, посвященные известным кинодеятелям: основоположнику армянского кино Амо Бекназаряну и кино режиссерам Рубену Мамуляну, Сергею Параджанову и Анри Верною.

Новая звезда Шарля Азнавура, как сказал на открытии министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, это символ Армянина с большой буквы, крупного деятеля искусств. Она символизирует все малые звезды, которые Азнавур зажег в сердцах тысяч людей благодаря своим песням и добрым делам.

Сам Азнавур снизил пафос ситуации, с иронией заявив:

- Мне говорят, что я постарел, но единственное, что осталось неизменным – это мой рост.

Талер Параджанова

О встречах со звездой вспоминал чуть ли не каждый второй гость. Вот, к примеру, Атом Эгоян вспомнил съемки своего фильма «Арарат», где Азнавур сыграл одного из самых запоминающихся персонажей.

- Что значит быть тем армянином, которого упоминает каждый, кто говорит об армянской культуре? – говорит Эгоян. - Когда нас спрашивают, что стало нашим самым большим в мире вкладом современности, у всех на устах сразу звучит одно лишь слово – Азнавур.

Эгоян считает, что именно маэстро стал звеном, проложившим связь между народными мотивами ашуга Саят-Новы и бессмертными мелодиями Шарля Трене, Фрэнка Синатры и «Битлз». Поэтому на открытии Азнавуру был вручен специальный приз фестиваля – «За огромный вклад в развитие мировой музыки» – «Параджановский талер». Это монета, скопированная с тех, что Сергей Параджанов в годы заключения делал из алюминиевых крышек. Этот талер, как и абрикосы, стал символом фестиваля.

А сам Азнавур честно признался, что хотя у него и много наград, но самым главным для него является именно зритель:

- Ведь артиста делает Мастером именно публика.

И ереванская публика не подвела. Азнавура здесь просто обожают. При появлении его из дверей гостиницы начиналось какое-то сумасшествие. Как знак всенародной любви маэстро был сделан властями поистине царский подарок: Дом-музей его имени, который, по слухам, обошелся в миллион долларов. Его спроектировал заслуженный архитектор Армении Нарек Саркисян по одобренному самим артистом проекту. Там, на территории, прилегающей к архитектурному комплексу «Каскад» в центре города, на горе, высится музей с залами на 150 мест, залом для приемов, отдельным павильоном для экспонатов и кафетерием. И здесь разместится личная резиденция Азнавура. Мраморный дом на горе пока еще ждет свои экспонаты: пока его украшают только фотографии Азнавура и афиши фильмов.

На приеме в его честь маэстро с воодушевлением слушал народную музыку, в том числе и на дудуках и слушал тосты в свою честь. Кстати, сам Азнавур неважно говорит по-армянски: ведь он всю жизнь живет во Франции.

Большой мастер

В ереванском Центре креативных технологий TUMO армянские школьники занимаются по уникальной методике, осваивая новейшие компьютерные программы и языки. Именно здесь провел свой мастер-класс знаменитый документалист Годфри Реджио, автор трилогии «Койяанискаци», «Повакаци», «Накойкаци».

- Люди с разными языками по-разному смотрят на мир, - говорит Реджио. – Тем более, сегодня старый и новый мир очень отличаются. Существует огромная разница между людьми, которые живут без технологических достижений и теми, кого поглотил технический прогресс. Сегодня, к сожалению, слова не имеют большого значения.

Мастер призвал молодых не бояться творить, быть разными, бросать вызов, воплощать свои мечты:

- Мы-то постареем, нам уже ничего не нужно, а вот им нужно внимание, тем более, они производят очень сильное впечатление и подают надежду.

Союз по-армянски

Очень познавательным оказался визит российских кинематографистов в местный Союз кинематографистов Армении. В отличие от российского, его не раздирают мелкие склоки и взаимные претензии. К тому же благодаря умелой политике руководителей, он крепко стоит на финансовых ногах. В Каминном зале, где проходил прием, стены украшены автографами Вима Вендерса, Армена Джигарханяна, Тонино Гуэрро, Арама Хачатурян и др.

- В Армении самый мощный Союз Кинематографистов в бывшем СССР, несмотря на то, что его численность составляет около 190 человек, - просветил нас председатель союза Рубен Геворкянц. - Союз занимается помощью молодым кинематографистам, пожилым - выплачивает пенсию, по размерам равную государственной, устраивает творческие встречи и фестиваль молодого кино. Так он совмещает и творческие, и профсоюзные функции. А еще союз выпускает толстый журнал о кино и по несколько книг в год. Здесь хорошо знают имена своих режиссеров.

Но не будем идеализировать ситуацию. Союз – это еще не студия. Ведь сам армянский кинематограф, как и другие союзные кинематографии, после распада СССР и продажи киностудии «Арменфильм» переживает свой спад. Режиссеры вынуждены самим искать деньги на свои проекты, зачастую они снимают на собственные средства. Помощь государства минимальна.

оэтому основная проблема армянского кино – в нехватке финансов. Впрочем, эта проблема глобальная для мирового кинематографа, если не брать монстров типа Голливуд-Болливуд.

Молчание армян

75-летнего Артавазда Пелешяна, московского армянина, называют самым молчаливым режиссером в мире. А все потому, что он одним из первых документалистов начал снимать кино без слов. Перед показом его лент «Обитатели», «Конец», «Жизнь», «Времена года» (они сняты на разных киностудиях еще в советское время и их до сих пор изучают во ВГИКе) мастера поздравили с юбилеем и вручили почетные медали.

А на следующий день режиссера продолжили чествовать в Эчмиадзине - духовном центре Армении, резиденции Верховного патриарха, Католикоса всех армян. В торжественной обстановке Гарегин II вручил Артавазду Пелешяну почетную премию «Да будет свет» - «За пропаганду духовных, культурных и общечеловеческих ценностей, за значительный вклад в развитие мирового кинематографа».

А затем вечером был показан новый итальянский фильм о Пелешяне режиссера Пьетро Марчелло - «Молчание Пелешяна» (его премьера прошла на венецианском фестивале).

Ахтунг! Дойчланд!

Эту энергичную седовласую даму встречали на фестивальных орбитах с большим уважением, если не восхищением. Гранд-дама немецкого кино, режиссер Маргарете фон Трота привезла в Ереван свой новый фильм «Ханна Арендт» - снова о мятежных особах.

- В мире самым большим злом является то, которое творят «люди без личности», то зло, которое творят люди, не имеющие стимулов, убеждений, у которых нет ни злого сердца, ни демонических стремлений, просто люди, которые отказываются быть личностью, – так говорит героиня ее фильма, немецкая еврейка-журналистка Ханна Арендт.

- У Маргарет в немецком кино – роль революционерки, - заметил директор программ «Микаел Стамболцян. - Все ее герои – мятежные женщины. Если в конце XIX века женщины стремились вырваться из треугольника (ребенок, кухня, церковь), который ввели мужчины, Маргарете фон Трота по-своему пытается изменить этот узкий мир.

Мы привыкли видеть женщин по ту сторону видеокамеры, и до последнего времени мы удивлялись женщинам-режиссерам. В XXI веке число женщин-режиссеров начало расти, и в этом большая заслуга Маргарете фон Трота.

А затем Арутюн Хачатрян вручил режиссеру «Параджановский талер», подчеркнув, что она – одна из самых достойных.

Кстати, ее дорога в Ереван окутана мистикой. Недавно один из друзей подарил ей книгу «Сорок дней Муса-дага» и сказал, что Франц Верфель в Армении считается героем.

- После прочтения этой волнующей книги о геноциде, у меня появилось большое желание приехать в Армению, - говорит фон Троте. - И как будто произошло чудо. Я думала об этом, когда получила приглашение от Арутюна Хачатряна, и я очень счастлива.

Пепел Балкан все еще стучит в сердце

Конкурсная же программа вдохновляла своей неординарностью. Ленты, созданные на стыке арт-хауса и зрительского кино, как скальпель хирурга, вскрывали социальные нарывы.
Так, «Моя собака киллер» Миры Форни прозвучала как приговор неонацистам. Фильм, уже отмеченный на фестивале «Зеркало» стал событием и «Абрикоса». Сюжет прост и до жути выразителен: молодой парень, товарищ нацистов, узнает, что у него есть брат-цыган. И делает все, чтобы брата не стало. Мрачную, но правдивую историю на задворках Амстердама рассказала Анна Новион в своем «Героине». Это - о наркомане Йоса, его взлетах и падениях. Человеке, который живет одним днем. Аллегорический «Пятый сезон» Петера Бросенса и Джессики Вудворт поразил поэтическим восприятием мира, где смена сезонов – это язык, на котором природа разговаривает с человеком. О проблемах российского фермерства, стонущего под беспределом чиновников и бандитов, рассказала лента Бориса Хлебникова, представляющая Россию – «Долгая счастливая жизнь».

А победитель - сербский режиссер Срджан Голубович - снял «Сердцевину» - пронзительную историю о следе боснийской войны 1993 года в сердце бывшего сербского солдата. В отличие от недавней ленты Анджелины Джоли «В краю крови и меда», где конфликт показан со стороны боснийских мусульман, а сербы предстают моральными уродами-насильниками, Голубович умудрился выдержать нейтралитет и показать губительную власть ненависти с обеих сторон…

Не удивительно и то, что «Серебряный абрикос» завоевал иранец Маджид Барзераг. Его «Парвиз» - психологичная драма о сложных семейных отношениях 50-летнего иранца и его отца – подтвердил славу иранского кино как авангардного отряда мирового кинематографа.

То, что социальные проблемы выходят в эпоху кризиса на первый план и в кино, доказал и турецко-французско-немецкий фильм «Араф — где-то посередине». Жюри отметило эту социальную драму о проблемах современной европейской молодежи, отстаивающей свои права на труд и любовь.

Наконец, Мария Саакян в номинации «Армянская панорама» получила Гран-при за ленту «Я собираюсь менять свое имя» (производство Армении, России и Дании). Фильм, по сути, микст из мелькающих кадров снятых на мобильник героиней -14-летней Эвридикой и игровых сцен. Проблемы отцов и детей, подросткового бунта, здесь принимают нетривиальную форму с легким намеком на инцест (девочка встречается со своим отцом), что уже революционно для патриархального менталитета армян. Может, поэтому сама Саакян постеснялась прийти получить свой приз.

Свет Параджанова

На закрытии показали «Параджанова» – новый фильм французского режиссера и актера армянского происхождения Сержа Аведикяна и Олены Фетисовой, посвященный великому художнику. Его сыграл сам Аведикян. Его жену Ларису – Юлия Пересильд. Случился аншлаг: Красный зал кинотеатра «Москва» брали буквально с боем сотни желающих посмотреть, как трактуется сегодня образ великого соотечественника. Картина стартует с 1960-х годов, когда Параджанов начинает снимать «Тени забытых предков». Герою, влюбленному в свою жену, противостоят всяческие чиновники и гэбисты, которые, в конце концов, с помощью вранья и подлогов, запрятывают непокорного художника в тюрьму.

Аведикян невероятно похож на Параджанова и рисует его образ смачными, но деликатными красками. Появятся в картине и зэки, и Марчелло Мастрояни – в сцене визита высокопоставленных чиновников в тбилисскую квартиру мастера. В углу позолоченный пионер будет регулярно дуть в горн и восклицать: «Параджанов – гений!» И знаете, очень убедительно.

- Да, я рисковал, - сказал Серж Аведикян корреспонденту «Вечерки». – Если бы я имитировал Параджанова, я бы провалился. Но я хотел просто приблизиться к Параджанову, которого я знал. Конечно, мы с ним разные. Но это не важно. Важно то, что внутри личности. Мы хотели показать трагический характер – и в то же время шутливый и веселый.

И это авторам удалось. А то, что фигура Параджанова до сих пор восхищает кинематографистов всего мира, стало ясно во время посещения ереванского Дома-музея Сергея Параджанова – там силами энтузиастов собраны бесценные раритеты – фотографии, коллажи, картины, инсталляции, созданные руками мастера. Здесь бережно воссоздан дух его творчества, поклонения красоте и искусству.

В сухом остатке

«Золотой абрикос», конечно же, как и все фестивали, не идеален, имеет множество своих внутренних проблем. Но гости их не видят. Они видят праздник кино, которое снова возвращается на большой экран. По сути это «новый старый тренд»: соединение национального колорита и мировых тенденций. Оно всегда давало плодотворные результаты при условии, что создается рукой художника, а не чиновника, разделяющего гостей фестиваля на «чистых» и «нечистых», как это делается на ММКФ. «Золотой абрикос» к своему юбилею превратился в своеобразную институцию, академию молодых (да и зрелых) кинематографистов. Здесь не пропагандируют, не навязывают, не учат любить родину. А просто любят кино и показывают его, и обсуждают от души. Иногда даже чересчур радикальное (вот привезли же в Ереван все три части «Рая» Зайдля и наши «Интимные места» Меркуловой-Чупова – и никто не задохнулся от возмущения!). Здесь понимают: это кино. Оно разное – как водители на перекрестке, иногда не замечающие красного света…

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.