8 лучших фильмов Ингмара Бергмана
Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсала в семье лютеранского пастора. Отец мальчика строго следил за дисциплиной и не раз наказывал Ингмара. Режиссер часто упоминал о том, что религиозное воспитание сформировало его нравственные принципы и повлияло на творчество.
Уже в детстве Ингмар увлекся драматургией и кинематографом: он ставил пьесы в кукольном театре, организованном в его комнате, и монтировал маленькие фильмы из кусочков пленки. Позже, в Университете Стокгольма, где с 1937 года Бергман изучал искусство, историю и литературу, он стал активным участником студенческой труппы и выступал в качестве актера и режиссера. После получения диплома Бергман стажировался в двух стокгольмских театрах, и в этот период он написал несколько пьес, романов и коротких рассказов, большинство из которых так и не увидели свет. В 1944 году его взяли режиссером на полную ставку в муниципальный театр Хельсингборга.
Свою карьеру в кино будущий режиссер начал в 1941 году, и поначалу он занимался только написанием сценариев. Успех к нему пришел в 1944 году, после выхода драмы «Травля» шведского режиссера Альфа Сьорберга. К этой картине, которая оказалась крайне успешной как на родине, так и за рубежом, Бергман написал историю. Во многом благодаря популярности ленты Сьорберга сценарист получил возможность снять собственный фильм – «Кризис», вышедший на экраны в 1946 году и ставший отправной точкой в становлении Бергмана как режиссера.
Не оставляя театральные подмостки, Бергман продолжал работать и на киноплощадке. Он снял более шестидесяти картин и получил четыре «Оскара», семь Каннских наград, а также премии Берлинского и Венецианского кинофестивалей. В своих работах Бергман затрагивал, прежде всего, темы одиночества и уязвимости личности, непростой человеческой судьбы, тяжелых, порой невыносимых испытаний.
«Вечерка» представляет подборку восьми лучших фильмов одного из самых известных шведских режиссеров:
1. «Седьмая печать», 1957
Название ленты несет в себе библейский смысл: в Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе, упоминается, как Бог снимает седьмую печать с книги, описывающей историю человечества. Снятие седьмой печати символизирует собой наступление Средних веков, на протяжении которых Бог не вмешивается в жизнь людей, и их истинная, жестокая сущность проявляется в расцвете рыцарства, идеи силового принуждения других народов к христианской вере. Фильм, получивший особый приз жюри Каннского фестиваля, отображает эту историческую эпоху и представляет собой философскую притчу о вечном споре между добром и злом, жизнью и смертью.
В середине XII века чума охватывает Европу, в том числе и северные государства. Эпидемия вспыхивает и в Швеции, куда, к себе на родину, возвращаются рыцарь Антониус Блок, роль которого исполнил Макс фон Сюдов, и его оруженосец Йонс в воплощении Гуннара Бьернстранда. Около десяти лет Антониус Блок провел в крестовом походе и потерял былую непоколебимую веру в Бога, которую он испытывал в юности. Когда неожиданно перед героем предстает сама Смерть, он, пытаясь избежать неминуемой гибели, предлагает ей сыграть партию в шахматы. В случае проигрыша Антониус Блок лишится жизни, а если выиграет, сможет избежать рока. Терзаемый сомнениями о существовании Всевышнего Антониус Блок продолжает путешествовать по стране, опустошенной страшной болезнью, и во время остановок возобновляет игру со Смертью. Рыцарь и его оруженосец встречают самых разных жителей, и только праведники, чистые душой, смогут спастись от Смерти.
2. «Земляничная поляна», 1957
В шведском языке название этой ленты имеет идиоматический характер: «поляна дикой земляники» может трактоваться как невероятно ценное, но скрытое место, полное приятных воспоминаний. Фильм рассказывает историю возвращения 78-летнего профессора медицины Исаака Борга к своей «земляничной поляне». Его персонажу предстоит заново увидеть свое прошлое и переоценить его. Исаака Борга сыграл актер старой школы Виктор Шестрем, для которого эта роль стала последней. Его герой вместе с невесткой Марианной отправляется в путешествие на машине в родной город Лунд, где ему торжественно будет присуждена степень доктора наук.
По дороге он посещает уже заброшенный и поросший бурьяном дом, где провел юность, встречает новых и старых знакомых, заезжает к своей одинокой матери. Все эти происшествия перемежаются видениями прошлого и снами, в которых Борг видит своих родственников, общается с ними. Диалог с Марианной, которая переживает из-за сложных отношений со своим мужем, сыном Борга, так похожего на своего отца, также заставляет героя посмотреть на себя со стороны. В ходе этой поездки перед Боргом проносится вся его жизнь, и наградой за ее переосмысление становится успокоение, которое он, засыпая, обретает в конце дня. В этом прослеживается метафора последнего взгляда на прожитое перед уходом в вечность. Картина была отмечена наградами Венецианского и Берлинского кинофестивалей, а также получила «Золотой глобус».
3. «Сквозь темное стекло», 1961
Критики склонны объединять эту работу с двумя другими фильмами Бергмана «Причастие» и «Молчание» в «трилогию веры», хотя режиссер выступал против такого восприятия своих творений. Названием ленты стал отрывок из высказывания апостола Павла в его Первом послании к коринфянам, в котором он подчеркивает, что человек воспринимает истину сквозь замутненное «стекло» своих сомнения, только угадывая ее. Главная героиня Карин, роль которой досталась Харриет Андерссон, очень набожна, но невозможность преодолеть «темное стекло» и познать Бога, доводит ее отчаяния, выражающего в истерических припадках и галлюцинациях, при которых Карин кажется, что она слышит Всевышнего.
Карин, только что выписавшаяся из психиатрической больницы, вместе со своим мужем Мартином, врачом по профессии, проводит лето на небольшом острове. Компанию им составляют отец Давид, известный писатель, и брат Фредерик, прозванный «Минусом». Состояние героини усугубляется как внутренними, так и внешними причинами: с одной стороны, Карин испытывает неудовлетворенные сексуальные желания, с другой, ее не понимают близкие, и потому она ощущает себя одинокой и отверженной. Окружающая обстановка давит на героиню, мрачная природа острова не способствует ее выздоровлению. «Сквозь темное стекло» был удостоен «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
4. «Причастие», 1962
Андрей Тарковский отмечал фильм «Причастие» Ингмара Бергмана как одну из своих самых любимых кинематографических работ, хотя лента не получила никаких наград и не пользовалось широким признанием публики. Режиссер картины идет на смелый поступок, даже дерзость: он знакомит зрителей со священником, утратившим веру в Бога. Гуннар Бьернстранд воплощает образ сельского протестантского пастора Томаса Эрикссона, который, потеряв любимую жену, поддерживавшую при жизни в нем огонь веры, не справляется с личной трагедией и перестает искренне следовать своему призванию.
Томас Эрикссон предстает перед зрителем не возвышенным, отчаявшимся героем, служителем церкви, а обычным человеком, обиженным на судьбу, на Бога за то, что он лишил его горячо любимой супруги. К этому чувству примешиваются и другие, приземленные эмоции: мелочное недовольство, раздражительность. Скрывая свои сомнения, персонаж вынужден проповедовать своей пастве и вселять в них то, чего ему самому не хватает, и потому церковная служба выглядит такой фальшивой, искусственной. Но всего за один день Эрикссону предстоит вновь обрести веру, вернуться к Богу.
5. «Персона», 1966
В это раз для наименования своей работы Бергман обратился к психологии: в теории Карла Густава Юнга понятие «персона» обозначает социальную роль человека, его положение в обществе, своеобразную «маску», манеру вести себя и общаться с окружающими. Опасность заключается в том, что человек может подменить свою внутреннюю личность этой «маской», внешним проявлением себя, тем, как он сам и другие его воспринимают. В центре внимания режиссера экзистенциальный кризис Элизабет Фоглер, известной актрисы, которую сыграла Лив Ульман, впоследствии много раз принимавшая участие в проектах Бергмана.
Во время очередного выступления в театре героиня неожиданно замолкает и с тех пор ни с кем больше не разговаривает. После обращения к психиатру выясняется, что Фоглер здорова, но погружена в состояние отрешенности, отчуждения от внешнего мира. По совету доктора она вместе со своей сиделкой Альмой, образ которой воплотила Биби Андерссон, направляется к морю. Между двумя женщинами, молчащей Элизабет и общительной Альмой, возникает глубокая психологическая связь: они превращаются в две половинки одного целого. Внутреннюю личность, деятельную, живую, олицетворяет Альма в то время, как Элизабет – всего лишь «маска», «персона», пустая оболочка.
6. «Стыд», 1968
В съемках драмы-антиутопии, номинированную на «Золотой глобус», приняли участие Лив Ульман, Макс фон Сюдов и Гуннар Бьернстранд, уже снимавшиеся у Бергмана. Эта картина своей политической и антивоенной направленностью резко отличается от других работ режиссера, но по-прежнему ключевой темой остается человек, столкнувшийся с препятствиями, и то, каким путем он их преодолевает, и в данном случае – на что он готов пойти. Бергман рассматривает поведение главных героев Ян и Евы Розенберг, супругов, в условиях, когда в их мирную, размеренную жизнь вторгается безымянная война.
Ян, бывший руководитель симфонического оркестра, и его жена Ева, в прошлом – скрипачка, оставили музыкальную карьеру и по совету врача Яна поселились на острове в Балтийском море. Они живут обособленно и посвящают себя фермерскому хозяйству. Ничто не нарушает тихого, неспешного хода времени, только Ева переживает, что у них нет детей: она и Ян женаты уже семь лет, но бездетны. Неожиданно на остров высаживается парашютный десант безликого врага и уничтожает все население. В обстановке крайней опасности герои предстают перед зрителем в ужасающем свете: война разрушает их личности, заставляет совершать то, на что раньше они никогда бы не решились.
7. «Сцены из супружеской жизни», 1973
Ингмар Бергман, сам женатый пять раз и имевший множество романов, не мог не затронуть тему перипетий супружеской жизни. Фильм, отмеченный премией «Золотой глобус» как лучшая иностранная лента, состоит из шести «сцен», небольших фрагментов из семейной хроники Марианны и Юхана, обычной пары с самыми заурядными проблемами. Их роли исполнили Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, и Юзефсон благодаря участию в «Сценах» в своей профессии вышел на новый уровень.
Марианна, адвокат, занимающаяся бракоразводными процессами, и Юхан, профессор, прожили вместе двадцать лет и неплохо зарабатывают. У них двое дочерей, и внешне их брак кажется удачным, а отношения – прочными. Оказавшись свидетелями открытой ссоры своих знакомых, находящихся на грани развода, Марианна и Юхан не вмешиваются в разборку. Но этот конфликт другой супружеской пары – предвестник того, что ждет главных героев. Юхан объявляет Марианне о своем решение расстаться: он уходит к любовнице. Но разлука не подводит черту под отношениями пары, а дает им еще один шанс наладить отношения, вернуть угасшие чувства.
8. «Осенняя соната», 1978
Еще одна драма режиссера, признанная жюри «Золотого глобуса» лучшим иностранным фильмом, затрагивает отношения между матерью и дочерью. Выбрав в качестве основной сюжетной линии картины эту историю, Бергман сразу заложил в ней театральность, драматичность принципов построения действия. Ингрид Бергман и Лив Ульман выступили в качестве основных персонажей истории – талантливой пианистки Шарлотты Андрегаст и ее дочери Евы, жены деревенского пастора. Образ Шарлотты Андергаст основан, в первую очередь, на личности Кэби Ларетай, одной из жен Бергмана.
После семилетней разлуки Шарлотта приезжает в гости к своей дочери Еве, которая не блистает выдающимися способностями, как мать, но успешно охраняет домашний очаг и заботится о своем муже и сестре-инвалиде. Ева переживает сразу несколько трагедий: она потеряла четырехлетнего сына и до сих пор не может смириться с его гибелью, к мужу героиня не испытывает настоящих чувств, а мать никогда не относилась к ней так, как хотелось самой Еве. И без того сложные взаимоотношения Шарлотты и ее старшей дочери осложняются еще и тем, что с Евой в доме живет ее младшая сестра Елена, разбитая параличом. Конечно, встреча Шарлотты и Евы, двух близких и одновременно не понимающих друг друга героинь, закончится трагично.