7 знаменитых экранизаций произведений Чарльза Диккенса
Родился Диккенс в семье состоятельного чиновника и детство его прошло, как в сказке. Отец очень любил своего младшего сына, окружая его постоянной заботой и лаской, а также развивая в маленьком Чарли артистические наклонности. Вскоре семья разорилась, отец на долгие годы был посажен в «долговую яму», а сам Диккенс – ещё ребёнок – оказался на фабрике по производству ваксы. Именно здесь в эти страшные годы, по сути, лишившие его нормальной юности, Диккенс и почерпнет множество страшных сюжетов для своих повестей и романов.
Первые шаги Диккенса на поприще литературы были связаны с журналистикой – он попробовал себя в жанре очерка и понял, что это именно то, что надо его читателям, с одной стороны. А с другой, то, что поможет ему самому навсегда распрощаться со своим позорным (как считал он сам) прошлым и выйти на новый жизненный этап. Удивительно, но первая же книга , вышедшая из-под его пера после многочисленных газетных заметок, портретов и зарисовок, привлекла огромное внимание к личности писателя. Это был роман "Посмертные записки Пиквикского клуба", проникнутый любовью и трогательным юмором по отношению к старой Англии. А дальше – понеслось. Книги выходили одна за другой: "Оливер Твист", "Николас Никльби", "Рождественские повести"… К этому времени у Диккенса была уже довольно большая семья и её надо было кормить - оттого-то писатель и работал, как проклятый, почти не отрываясь от письменного стола. Хотя нет, он от стола отрывался, но только для того, чтобы выходить на публику в качестве лектора или чтеца.
Последней книгой Диккенса стал детективный роман "Тайна Эдвина Друда", который он так и не успел завершить, навсегда оставив своих читателей беспомощными перед загадкой описанного им произведения…
В день рождения писателя "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить лучшие экранизации его произведений.
"Скрудж, или Призрак Марли" (Scrooge; or Marley's Ghost, 1901)
Старого скрягу Эбенезера Скруджа пугает призрак его покойного компаньона Марли, после чего к нему начинают приходить духи Прошлого, Настоящего и Будущего. Самая ранняя киноверсия "Рождественской повести" и самая ранняя из дошедших до нас экранизаций Диккенса. Надо сказать, на заре кинематографа литературные сюжеты были в моде, поскольку позволяли значительно сокращать количество необходимых титров. Несмотря на то, что фильм был снят в 1901 году, частично он был цветным – некоторые из кадров пятиминутной короткометражки были окрашены вручную.
"Оливер!" (Oliver!, 1968)
Наверное, это самая известная в мире экранизация романа "Оливер Твист". Вернее, киноадаптация мюзикла, созданного на основе романа Диккенса. Фильм о приключениях маленького беспризорника завоевал сразу шесть статуэток "Оскар". Добрая музыкальная сказка, далёкая от социальных проблем, заложенных в неё автором, вот уже 45 лет заставляет смеяться и плакать маленьких и взрослых.
"Тайна Эдвина Друда" (1980)
Одна из лучших советских экранизаций Диккенса. Четырёхсерийный фильм, снятый Александром Орловым в жанре телеспектакля, собрал на одной съёмочной площадке множество наших звёзд. Тут и Валентин Гафт, и Авангард Леонтьев, и Елена Коренева, и Лев Дуров, и Маргарита Терехова, и Ростислав Плятт, и Сергей Юрский, - всех не упомнишь. Вся эта компания обратилась к загадочной истории, разгадать которую до конца не в силах, пожалуй, никто.
"Дэвид Копперфилд" (David Copperfield, 1999)
Роман "Дэвид Копперфилд" экранизировали неоднократно, но именно эта телевизионная англо-американская интерпретация привлекает сегодня внимание зрителей, поскольку в ней впервые на экранах появился совсем ещё маленький Дэниэл Рэдклифф.
"Оливер Твист" (Oliver Twist, 2005)
Как отмечали всевозможные рецензенты, пристально следящие за каждой новой работой Романа Полански, даже здесь, в этом в общем-то детском фильме, режиссёр не отступает от своей главной темы – темы одинокого человека, попавшего во враждебный для него мир. Идею выбрать именно этот роман Диккенса режиссёру подсказала жена, а дети с удовольствием снялись в небольших эпизодических ролях. Полански постарался в своей сделать всё для того, чтобы воссоздать атмосферу викторианского Лондона - художникам по декорациям он предложил воспользоваться работами Гюстава Доре.
"Рождественская история" (A Christmas Carol, 2009)
Существует понятие "моноспектакль", а вот мультипликационная "Рождественская история" Роберта Земекиса – это практически "монофильм". Сюжетная и актёрская нагрузка здесь легла исключительно на Джима Керри, сыгравшего Эбенезера Скруджа в молодости, зрелости и старости, а также трёх призраков Рождества, которые ему являются. Это стало возможно благодаря технологии "motion capture", позволяющей превратить реальных актёров в анимационных персонажей.
"Большие надежды" (Great Expectations, 2012)
Одна из последних на сегодняшний день экранизаций произведений Диккенса. Больше всего картина Майка Ньюэлла напоминают экранизации BBC – в ней всё точно, спокойно и размеренно. Любителям альтернативных и актуальных прочтений классики этот фильм вряд ли придется по вкусу, но они не смогут не оценить яркую и захватывающую игру Хелены Бонэм Картер и Рэйфа Файнса, выступивших в непривычных для себя амплуа.