3 легендарных мировых диджея
Впервые слово "диск-жокей" прозвучало в 1935 году. Им американский комментатор Уолтер Уинчелл назвал радиоведущего Мартина Блока. Название прижилось, и вскоре сократилось до аббревиатуры "диджей".
Сам день диджея мир начал праздновать совсем недавно - в 2002 году активисты ЮНЕСКО внесли его в международный реестр праздников. Зато сейчас в мире нет диджея, который не знал бы о своем профессиональном празднике.
По сути, 9 марта - не просто праздник "творцов клубной музыки". Это настоящий день благотворительности, за неделю до которого диджеи всего мира проводят специальную акцию, и все деньги, полученные за неделю выступлений, диджеи, а также клубы и радиостанции направляют в помощь детским благотворительным организациям.
Радио-диджеи отвечают за музыкальное содержание передач. Им приходится много говорить, мешая музыку, новости и развлекательные шоу. Правда, радио-диджей не может выбирать, какую музыку ставить в эфире, списки песен составляются директором радиостанции, поэтому изо дня в день мы слышим одни и те же треки. Клубные диджеи создают атмосферу на танцполах и могут быть привязаны к определенному клубу или быть "мобильными", переезжая с одного мероприятия на другое. Диджеи не только миксуют треки, многие могут на ходу создавать свои сэмплы, а некоторые сочиняют собственную музыку.
Диджеинг сложно назвать профессией, это, скорее, сильное увлечение музыкой, которое хорошо оплачивается. Диджей должен не только хорошо разбираться в современной музыке, но и чувствовать настроение толпы. Хороший диск-жокей создает настроение, понимать, какие люди пришли в клуб и какая музыка им понравится.
Как и в любом искусстве, среди диджеев есть мировые знаменитости. Чтобы потанцевать под музыку "звезд" люди приезжают со всех концов света. Ежегодно проходят соревнования и чемпионаты, в которых топовые диджеи доказывают свое право называться лучшими.
"Вечерняя Москва" вспомнила легендарных диджеев, которые стояли у истоков жанра.
1. Мартин Блок, первый диджей
За пальму первенства среди диск-жокеев спорят сразу несколько людей, но Мартин Блок, несомненно, первый, кого назвали "диджеем".
До того, как Мартин начал работать на радио в Тихуане, он продавал предметы домашнего обихода и бытовую технику. Перебравшись в Америку, он устроился штатным диктором на радиостанцию WNEW в Нью-Йорке, где зачитывал новости с "процесса века" - дела о похищении и убийстве ребенка Линдбергов. Во время перерыва между заседаниями Блок решил устроить небольшую музыкальную паузу, купил несколько пластинок и поставил их одну за другой, без пауз, дополняя музыку комментариями, из-за чего казалось, что он беседует с музыкантами.
Отдел продаж радиостанции посчитал унизительным продавать рекламу в "диск-шоу", поэтому Мартину пришлось искать спонсоров самостоятельно. Он оплатил первый коммерческий ролик в надежде на процент от продаж. На следующий день после того, как Мартин расписал достоинства пилюль для похудания, ведущий получил около шести сотен писем, в каждом из котором лежал доллар и заказ на чудодейственные пилюли. К концу недели поступило 3750 таких писем.
Блок назвал свое шоу Make Believe Ballroom и сосредоточился на привлечении слушателей. Уже через четыре месяца программу, состоявшую только из музыки, слушали четыре миллиона человек. Рекламодатели выстраивались в очередь, а Блок оттачивал свое мастерство продавца. Один универмаг сообщил, что реклама Блока помогла продать 300 холодильников во время метели, а когда в военное время Мартин предложил пожертвовать пианино для развлечения солдат, Объединенной службе организации досуга войск (USO) отдали полторы тысячи инструментов.
Мартин Блок тщательно изучал все музыкальные новинки и к 1940 году он знал о пластинках все. Если он ставил какую-то песню, она непременно становилась хитом. Его шоу транслировали по всей стране. Влияние Блока даже породило новую профессию - промоутера песен, которые любыми средствами старались доставить пластинку на шоу Мартина.
Именно Блок сделал радио-диджеев важными фигурами, и уже к концу войны они пользовались уважением крупных лейблов и обожанием слушателей. В следующие десятилетия диджейство на радио стало настоящей профессией, а диджей превратился в творца хитов, благодаря которому какой-нибудь артист мог наутро проснуться звездой.
2. Рон Диггинс, первый "мобильный" диджей
Бостонец Рон Диггенс, родился в 1917 году. Инженер по образованию, в далеком 1949 году, Рон создал первый в мире диджейский пульт. В передвижную звуковую систему "Diggola" входили два проигрывателя, микшерный пульт, свет, микрофон и 10 динамиков. Сам Диггенс скромно говорит, что просто нашел другое применение уже существовавшим вещам.
Свою первую версию передвижной звуковой системы Рон использовал на школьных спортивных соревнованиях, но однажды к нему подошли две девушки и поинтересовались, можно ли использовать установку Диггенса на школьной дискотеке. Диджей никогда не делал ничего подобного, но подумал, что ничего не мешает попробовать.
С тех пор Рон провел более 20 тысяч вечеринок, а в последний раз встал за пульт в 1995 году. Диггенса, кстати, терпеть не могли музыканты - он лишал их стабильной подработки на вечеринках. В самом начале диджей множество писем с угрозами.
Рон всегда философски относился к тому, что проторил дорогу суперзвездам диджеинга, которые могут всего за ночь получить до 20 тысяч долларов. Он никогда не задумывался, во что это выльется, да и самая большая сумма, которую он когда-либо брал за работу - всего 100 долларов.
3. Томас Лодж, легенда пиратского радио
Томас Одод Маршал Лодж родился 16 апреля 1936 года в городе Форест-Грин, графство Суррей. Его отец был писателем, а его дед - одним из изобретателей радио. Том еще в школе интересовался музыкой, брал уроки игры на скрипке и на кларнете и самостоятельно научился играть на губной гармошке и гитаре. В 18 лет он уехал в Хей-Ривер, в Канаде, где работал рыболовом на Большом Невольничьем озере. Он то возвращался в Англию, то снова ехал в Хей-Ривер. До того как устроиться на работу в Канадскую радиовещательную корпорацию диктором, Том успел поработать не только рыбаком, но и золотоискателем.
Набравшись опыта, в 1964 году Лодж вернулся в Великобританию. Там он стал диджеем и директором программ на первой оффшорной пиратской радиостанции в Великобритании, известной под названием Радио Каролина. Тогда рок и поп на официальных радиостанциях Британии крутили всего час в день, а пиратские станции музыкально просвещали слушателей круглые сутки. Диджеи тогда действительно вели почти пиратскую жизнь - радиостанции располагались на кораблях, и весь состав жил прямо там, в каютах. Для слушателей пираты были героями, которые боролись за то, что любили - за музыку свободы. Книга Тома "Корабль, который покачнул мир" (The Ship that Rocked the World) рассказывает об этом времени его жизни.
После законодательного запрещения пиратских радиовещательных кораблей в 1967 году, Томас работал диджеем на вновь созданном BBC Radio 1, после уехал в Канаду, чтобы продолжать вести эфиры. В 1970 году Лодж начал вести факультатив "творческой электроники" в канадском университете, который спустя всего два года перерос в тренинг для инженеров и продюсеров звукозаписи.
Томас Лодж умер 25 марта 2012 года от рака - ровно 46 лет после того, как он покинул корабль, с которого вещало Radio Caroline, чтобы в Лондоне взять интервью у начинающей группы The Beatles. Пол Маккартни как то сказал, что Лодж достоин рыцарства за свой вклад по вторжению британских групп в эфир.