Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Инженер слова: 10 интересных фактов из жизни Евгения Замятина

Развлечения
Инженер слова: 10 интересных фактов из жизни Евгения Замятина
Евгения Замятина с уверенностью можно назвать «инженером» слова / Фото: ИТАР-ТАСС
10 марта 1937 года скончался известный русский писатель и публицист, Евгений Замятин.

Замятина с уверенностью можно назвать "инженером" слова. Самые простые, привычные и точные слова он сочетает таким образом, что они рождают удивительную по красоте и необычности мелодику. По профессии инженер-кораблестроитель, привыкший читать язык выверенных схем, он и в литературе звучит сдержанно и выверенно в каждом выражении, но точным словом бьёт прямо в цель, удивительно лаконично создаёт максимальную образность.

"Блаженно-синее небо, крошечные детские солнца в каждой из блях, неомраченные безумием мыслей лица..."

Из основной инженерской профессии же - геометричность, архитектурность текста. Так, главной характеристикой англичанина, героя "Островитян", становится квадратность. А это отрывок из легендарного "Мы": "Вот что: представьте себе квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете - квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны. Вот и я в этом квадратном положении... Для меня это - равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона".

Замятинский язык полон метких образов, комбинирующихся в мозаику деталей в духе гротескного сюрреализма. Сам писатель относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом.

Родился Евгений Иванович Замятин 1 февраля 1884 года в уездном городке Лебедянь Тамбовской губернии. Отец его был православным священником, мать – пианисткой, любительницей литературы. Её воспитание оказало большое влияние на Замятина. В своей автобиографии он вспоминал: "Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша. Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги".

С 1893 по 1896 год Замятин посещал Лебедянскую гимназию, затем учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью. В школе сочинения давались ему лучше всего, в отличие от математики. Поэтому назло себе он решил поступить на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института.

Во время учёбы Замятин увлёкся социалистическим учением, вступил в РСДРП, принимал участие в революционном движении, агитировал рабочих заводов, где проходил учебную практику. "Революция была юной, огнеглазой любовницей, и я был влюблен в Революцию...", - позднее писал Замятин.

За революционную деятельность его арестовали в 1905 году, но благодаря усилиям матери выпустили. После того, как он, возвращаясь из морского путешествия в Египет, случайно оказался в Одессе во время восстания на броненосце "Потёмкин", его снова арестовали и выслали назад в Лебедянь. Однако он тайком вернулся в Петербург и до 1911 года жил на нелегальном положении.

Замятин начал печататься в 1908 году: тогда вышел его первый рассказ "Один". В 1908 же он закончил институт и остался преподавать на кораблестроительном факультете, параллельно работал инженером. В 1911 году за нелегальное проживание его выслали из Петербурга, и он поселился за городом, в Лахте. Там он написал свою первую повесть, ставшую и первым литературным успехом, - "Уездное" (1911). В ней писатель с горечью изображал полный инертности мир русской провинции, погружённой "в тяжелую плоть, сонную одурь неподвижности", с её сонным, примитивным, скучающим обывателем. В 1914 году вышла вторая повесть "На куличках", рисующая не самую позитивную картину внутреннего уклада российской армии, за что Замятина привлекли к суду и сослали на Север, в Кемь. Критики же, включая Горького, высоко оценили обе повести начинающего писателя.

Весной 1916 года Замятина, как опытного инженера, отправили на работу в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда. Там он провёл больше года, написал за это время повести "Север", "Островитяне" и "Ловец человеков". Первая была написана на основе впечатлений северной ссылки, другие две – острая сатира на английскую буржуазную жизнь. Осенью 1917 года, услышав о революции, Замятин поспешил вернуться в Россию.

Во время Гражданской войны он оставался убеждённым социалистом, критиковал политику большевистского правительства, участвовал в акциях левых эсеров. Он устроился на работу в редколлегию издательства "Всемирная литература", организовал группу молодых писателей "Серапионовы братья", куда входили такие писатели, как Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов и другие. Продолжая писать рассказы и повести ("Пещера", "Русь", "Рассказ о самом главном"), стал пробовать себя в драматургии (пьесы "Блоха", "Атилла").

Настоящим событием в литературе стал роман-антиутопия "Мы", самое знаменитое произведение Замятина. Роман был написан ещё в 1920 году, однако, после длительного обсуждения советской критикой, опубликован не был – вплоть до 1988 года. В описании жёсткого тоталитарного общества будущего, полностью нивелирующего личность, академики увидели злую карикатуру на коммунистическую систему. Постепенно и другие произведения Замятина перестали допускать к печати. Первое время его пьесы ещё ставились в театрах, но в конце концов его запретили и подвергли литературной травле. Для советской критики писатель был "противником революции и представителем реакционных идей, проповедующим мещанский покой и тихую жизнь как идеал бытия". В 1929 году он вышел из Союза писателей.

В 1931 году писатель, после личного письма к Сталину и во многом благодаря протекции Горького, получил разрешение выехать за рубеж. Покинув Родину, Замятин с женой Людмилой поселились в Париже. В Европе роман "Мы", опубликованный в эмигрантской печати ещё в 1924 году, обернулся настоящим успехом и принёс автору почёт и уважение. В эмиграции писатель продолжал работать над рассказами и киносценариями, пропагандировал русскую литературу, кино и театр. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний о деятелях русской культуры: Станиславском, Мейерхольде, А. Толстом. До конца дней сердцем и душой писатель оставался с Россией, до конца жизни сохранил советское гражданство.

Главным произведением парижского этапа был роман "Бич Божий", проникнутый ощущением катастрофы в мире, раздираемом войнами и революциями. К сожалению, роман остался неоконченным. 10 марта 1937 года 53-летний Замятин скончался в Париже от тяжелой болезни, грудной жабы, заработанной ещё в годы северной ссылки в молодости. После его смерти, в 1938 году увидели свет "Бич Божий" и книга воспоминаний "Лица".

Литературное наследие писателя так же богато и самобытно, как и его насыщенная событиями и творчеством жизнь.

"Вечерняя Москва" вспоминает 7 интересных фактов из жизни Евгения Замятина.

1. Свою золотую медаль, полученную в школе, писатель впоследствии заложил в Петербургский ломбард за 25 рублей, да так и не выкупил.

2. Замятин был страстно влюблён в ледоколы: красоту их формы, женственность их линий. Он прославился не только как писатель, но и как талантливый инженер-проектировщик. Легендарный ледокол "Святой Александр Невский", получивший после Октябрьской революции имя "Ленин", создан под его руководством.

3. Замятинский роман "Мы" стал первой в мировой литературе антиутопией и повлиял на многие поколения авторов. Так, именно под влиянием Замятина возникли знаменитые европейские романы-антиутопии - "Прекрасный новый мир" Олдоса Хаксли, "Скотный двор" и "1984" Джорджа Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери и др.

4. Писатель любил сравнивать роман "Мы" с персидским петухом. Однажды на Кавказе ему рассказали басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других, и хозяин петуха постоянно попадал из-за этого в неудобные ситуации, так что в итоге отрубил петуху голову. Так и "Мы" – слишком рано поднятые в советской действительности философские вопросы привели к тому, что советская критика начала" рубить голову" писателю.

5. У Замятина есть книга о Герберте Уэллсе, которая так и называется "Герберт Уэллс" (1922). В ней уделено большое внимание не только личности знаменитого фантаста, но и отдана дань научной фантастике как наилучшему методу отражения действительности.

6. Интересны отношения Замятина-эмигранта с советской властью. В 1934 году писатель заочно вновь был принят в Союз писателей СССР, а в 1935 году он участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. Это было беспрецедентно и подчёркивало его осознаваемую роль в российской культуре.

7. Замятин был в очень тёплых дружеских отношениях с Горьким. В эмиграции он решил воздать дань их дружбе, с большим уменьем адаптировав горьковскую пьесу "На дне" для французского экрана. Режиссёром одноимённого фильма стал Жан Ренуар, сын знаменитого художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Фильм имел огромный успех.

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.