Человек, зажигающий звезды
В среде шоу-бизнеса нет сегодня человека, который не слышал бы этого имени. В разное время он помог состояться огромному количеству артистов, которых мы называем ныне звездами: Леонтьев, Долина, Шуфутинский, Добрынин, Лещенко, Ибрагимов, Аллегрова, Лолита, Кузьмин, Глызин, Шифрин, Рузавина и Таюшев, «Лейся, песня», «Веселые ребята», «Поющие сердца»…
Казалось бы, что особенного в работе администратора: популярных артистов легко прокатывать, они собирают большие залы, делают кассу и кормят еще целую свиту людей! Все как будто бы так, но кто запускает этот концертно-гастрольный маховик? На ком лежит ответственность за то, чтобы того или иного артиста увидела и услышала «живьем» публика, причем в разных концах нашей необъятной страны и за рубежом?
Кто занимается налаживанием рекламы, арендой свето- и звуковой аппаратуры, подписанием договоров, транспортными и прочими техническими вопросами, не говоря уже о бытовой стороне жизни артиста на гастролях, – то есть тем, что являет собой подводную часть айсберга? Вот именно – администратор!
Сегодня эта профессия называется более «изысканно»: арт-менеджер, импресарио, но суть ее не меняется – это человек, который зажигает звезды. Демиург.
Из тех, кто это делал и делает, Миша (как он любит себя называть) главный. Но он не из пустой породы тех, кто ходит из эфира в эфир и слезливо вещает о том, как «бывалыча мы с Пугачевой (или Кобзоном, или с кем-то еще) в лохматые шестидесятые-семидесятые колесили по «пырловкам», мерзли, недоедали, а потом, стоя на продуваемых всеми ветрами дощатых сценах, поднимали боевой дух простых тружеников – строителей новой жизни». Плоткин, разумеется, все это тоже прошел, только вот плакаться и набивать себе цену не любит.
Между тем, не кто-нибудь, а именно Миша был первым человеком, кто еще летом 1969 года устроил первый большой гастрольный тур по Тюменской области мало кому известной в ту пору Аллочки Пугачевой. Она ездила тогда с цирковой труппой в качестве… аккомпаниатора-тапера. Ну а заодно и пела несколько своих песен под рояль. Особенно Мише запомнилась «А самолеты улетают, тают, тают в облаках…» Пела эмоционально, пронзительно и принимали ее уже тогда так же восторженно, как сейчас.
Именно в той поездке Пугачева познакомилась со своим первым мужем, ставшим впоследствии отцом Кристины. Казалось бы, такие события происходили на твоих глазах, ходи и рассказывай, да еще за неплохой гонорар, – от телеканалов отбою бы не было. Нет, считает Плоткин, негоже еще писать мемуары. Хотя, на мой взгляд, напрасно. Ведь этот человек видел то, чего не видел никто.
Миша мог бы рассказать с экрана и об Эмиле Горовце – популярнейшем в 60-е годы певце, первом исполнителе песен «Севастопольский вальс» и «Бухенвальдский набат», с которым сотрудничал вплоть до его отъезда в Израиль в 1973 году. Горовец собирал стадионы и дворцы спорта по всей стране, и можно себе представить, какая колоссальная работа ложилась на плечи Михаила Владимировича – рассылка билетов, учет финансов, транспорт, гостиницы, качественный звук (слова «фонограмма» тогда не существовало в принципе). Помножьте это на возможные «непредвиденные» трудности в виде запивших в очередной Тьмутаракани монтировщиков сцены, сломавшегося на знатных российских ухабах гастрольного авто, «исчезнувших» куда-то перед концертом билетов и т.п., – и станет ясно, что творческим администратором в СССР мог работать только подвижник.
Кстати, сам Плоткин начинал свой путь на московской эстраде в 1964 году в качестве… рабочего сцены у популярного юмористического дуэта Шуров и Рыкунин. «Вы представляете? Маленький жидок тащит на себе декорации. Вот умора!» – умиляется самому себе Миша. Еще он работал у Бориса Амарантова, был зав. постановочной частью (а потом директором) в известном ансамбле танца «Сувенир»: доставал балетные тапочки, пуанты, улаживал творческие конфликты, организовывал статьи в прессе…
Где-то в начале 70-х Плоткин пришел к «Веселым ребятам». Они давали по 60 - 70 концертов в месяц. Правда, рекорд поставили тогда «Самоцветы»: 124 (!) сольных концерта. Месячный гонорар музыкантов доходил иногда до тысячи рублей, что по тем временам – просто фантастическая сумма. «Миша был для нас добрым гением, – вспоминает бессменный руководитель «Самоцветов» Юрий Маликов. – Он одним из первых в нашей стране понял, что из обычного эстрадного концерта надо делать шоу. Если в каком-то зале была плохая аппаратура, он добивался, чтобы ее заменили на хорошую. Всегда веселый, в тонусе, Плоткин умеет быть смешным на трезвую голову и своими сочными шутками поднимает всем настроение».
В середине 70-х, наработав достаточный опыт, Михаил Плоткин начал уже создавать собственные коллективы – как продюсер. Первым из них стала легендарная «Лейся, песня» с Валерием Селезневым. Потом была чуть менее популярная «Надежда», исполнявшая в основном песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, крепкой дружбой с которыми Плоткин невероятно дорожит.
И ведь надо же было тому случиться: «Надежду» – самое любимое его детище! – у Плоткина пытались отнять. Как бренд. Нашелся один такой тщеславный, ревнивый к успеху, но малоизвестный и не шибко талантливый композиторишко. Много лет длилась судебная тяжба, и группа наконец вернулась к своему отцу-основателю. Впрочем, надежда никогда не покидала Плоткина. Работает он и сейчас, хотя уже и не так активно. Возраст? Не думаю. Не те нынче нравы, не то воспитание и как следствие – не то артистическое племя. Как говорится, «богатыри – не вы!» Иных уж нет, а те далече…
Но Миша не унывает. Этот солнечный человек в свои семьдесят будет, пожалуй, моложе иных двадцатилетних – по крепости духа и легкости характера. Фривольные и всегда остроумные анекдоты, смешные реплики, которыми он фонтанирует практически в каждом разговоре, рождаются у него словно на ходу. В простом, житейском, обыденном он умеет подметить неординарное, неизбитое, скрытое от всеобщего внимания. Поэтому неудивительно, что к нему так тянутся совсем молодые люди, к каждому из которых у мэтра есть свой ключик.
С юбилеем, Михаил Владимирович! Здоровья Вам, вдохновения, гармонии и счастья! Заряжаемся от Вас молодильной энергией и ждем новых встреч и концертов.