Олег Попцов: Мечтаю написать книгу своей жизни
Олег Максимович основал холдинг ВГТРК, руководил каналом ТВ-Центр, воспитал многих звезд эфира. Несмотря на возраст, он и сегодня держится бодро и энергично, полон различных замыслов и планов.
- Олег Максимович, когда говоришь с вами, особенно по телефону, слышишь ваш задорный голос, быструю реакцию, остроумные ответы, совершенно не верится, что вам исполнятся 80 лет.
- Я и сам не верю, что мне уже 80 лет, но ничего с этим не поделаешь. Жизнь прошла не то, чтобы стремительно, но я бы не сказал, что она тянулась, поскольку была насыщена невероятным количеством событий, потрясений, отчаяния и радости. Например, помню, как началась война. Мне было семь лет, наша семья отдыхала на Финском заливе, в дом вошел отец и сказал, что началась война. Мы помчались в Ленинград. Так что детства у меня не было, его съела война, блокада. Потом после прорыва блокады была эвакуация. Я помню, как буксир по Ладоге сквозь льдины тянул две баржи. Из-за льдин мы не смогли пристать к берегу, поэтому встречавшие нас люди и команда с баржи спрыгнули в воду, и стоя в ледяной воде, детей на руках передавали на берег. Это запомнилось на всю жизнь. Точно так же, как и немецкие самолеты, обстреливавшие товарняк, на котором мы ехали в Кемеровскую область в эвакуацию. Каждый раз, когда мессершмитты появлялись, раздавалась сирены, мы все выскакивали из поезда, прятались в кустах и канавах.
- Под вашим руководством создавалось ВГТРК. Расскажите, как это было?
- Я всю жизнь хотел быть независимым, что конечно не лучшим образом сказалось на моей карьеры. От многих, на первый взгляд, заманчивых предложений я отказывался, потому что понимал, что там буду подчиненным кому-то. Мне предлагали посты министров иностранных дел, культуры, печати, а также возглавить пресс-службу Ельцина, на которой бы подчинялись главные СМИ страны. В 1990 году меня избрали депутатом, и как-то я сказал, что нужно уходить от привычного концепта Гостелерадио, создавать самостоятельные компании и переходить в сферу конкуренции. Михаил Полторанин с Белой Курковой передали эту идею Ельцину. Борис Николаевич вызвал меня и предложил возглавить российское телевидение и радио, я начал опять отказываться. И Ельцин сказал фразу, против которой возразить мне было : «Вы что, вообще не хотите нам помочь?» И все, отступать было некуда. Я согласился. Приехал в «Московские новости», где тогда работал, позвонил Анатолию Лысенко, с которым знакомы был давно: «Ельцин назначил меня председателем Всероссийской телерадиокомпании, я уже и логотип придумал- ВГРТК, я тебе делаю предложение пойти ко мне генеральным директором, моим заместителем.» «А что есть?» «Ничего». «Как ничего. Ты, что с ума сошел?» «Будем создавать компанию с тобой вместе». Через час пятнадцать он мне позвонил и сказал, что согласен. С группой сотрудников, которых он привел с собой, мы проводили совещания в небольшом кабинете в здании Гостеларадио на Пятницкой. Причем, по началу работали в условиях полной конспирации, о наших собраниях не должен быть знать никто. Поэтому один человек всегда стоял у двери кабинета, и если кто-то приближался, отстукивал определенный ритм, и мы тут же замолкали. Вот так мы разрабатывали концепцию вещания. Другой проблемой было найти помещение. Я дружил с Иваном Степановичем Силаевым, и он нам помог. Мы посмотрели несколько зданий, которые не подошли, прежде чем увидели помещение на улице Ямского поля. Когда-то там было управление ГУЛАГОм, а в то время там находилось Управление по строительству в Западной Сибири. Никогда не забуду совещание в правительстве, на котором Силаев говорит: «Как называется ваше управление? Строительство в Западной Сибири. Прекрасно, переезжаете в Свердловск и там управляйте.» Схватка за помещение была еще та. Сначала они освободили только четверть, потом еще четверть, и так мы их постепенно выдавливали. Так у нас появилось Яма (помещение на 5й улице Ямского поля – А.С).
- А что наполняет и составляет вашу жизнь сегодня?
- В 2012 году я ушел на пенсию, оставив пост генерального директора полиграфического комплекса «Пушкинская площадь». Я тоже горжусь тем, что создал самый современный полиграфический комплекс на территории бывшего СССР. Не так давно вместе с режиссером Игорем Шадханом мы сняли восьмисерийный фильм «Времена не выбирают». В него вошли мои беседы с Марком Захаровым, Львом Додиным, Кареном Шахназаровым, Александром Сокуровым, академиками Николаем Петраковым и лауреатом нобелевской премии Жоресом Алферовым, экономистами Кудриным и Рыжковым. Заставкой для каждой беседы является открытие нового учебного года питерского университета, шумная толпа студентов, с которыми мы беседуем, задаем вопросы о жизни, политике. А завершающий фон разговора – корабль с красными парусами, уходящий в море. Пока не ясно как будет складываться судьба этого фильма, его купил у нас председатель правления «Газпро-Медиа холдинга» Михаил Лесин, и положил на полку.
- Год назад у вас вышла книга «Аншлаг в кремле», а сейчас вы что-нибудь пишите?
- Конечно, пишу ежедневно, как говорится «ни дня без строчки». Вот взгляните на мой стол, заваленный бумагой. Систематически пишу статьи для различных газет. Хотя от предложений вести колонку отказываюсь. Я заканчиваю политический детектив, значительная часть которого, порядка 900 страниц уже написана. Названия пока еще нет, действие происходит в наши дни. События книги разворачиваются вокруг убийства губернатора, который пытался поднять свой регион. Я надеюсь, что книга получится интересной, а в увлекательный сюжет хочу вплести узнаваемые реалии нашей сегодняшней жизни. После того как закончу эту книгу, надеюсь, что Бог даст мне сил и я смогу воплотить еще один замысел. Я хочу написать книгу очерков о своей жизни. У меня была интересная жизнь, даже в советские времена я часто оказывался за рубежом, и по тем временам у меня были умопомрачительные путешествия и встречи. Я встречался с Че Геварой, проговорил с ним без малого четыре часа, и чуть не отравился от никотина, потому что я не курю, а он не вынимал сигару изо рта. В Америке я встречался с Хемингуэем, а незадолго до этого и Робертом Кеннеди.
- С самим Робертом Кеннеди, как это было?
- Я возглавлял делегацию, приехавшую в Америку. Когда мы вышли из самолета, по радио объявили об убийстве Джона Кеннеди. И поездка превратилась в ад. Я попросил о встрече с помощником президента, он со мной встретился, а в конце разговора сообщил, что со мной хотел бы поговорить Роберт Кеннеди. Меня провели в его кабинет, наша беседа длилась около получаса, а завершая ее, он сообщил, что, скорее всего, Кеннеди убил Аллен Даллес, бывший руководитель ЦРУ, отстраненный Кеннеди от работы.
- Если оглянуться на прожитую жизнь, чем гордитесь, что считаете главным достижением?
- Я могу сказать, самое главное, что я не жалею о прожитой жизни. Каждое дело, которым ты занимаешься, должно доставлять тебе удовольствие, только тогда ты живешь не зря. Я же самое большое удовлетворение получаю, когда придумываю что-то новое. Меня очень радует, когда я вижу, что на нашем телевидении до сих пор идут программы, придуманные мною, а многие ведущие, которых я воспитал и раскрутил, работают до сих. Я горжусь тем, что мне удалось на ВГРТК вырастить прекрасную команду высочайших профессионалов информационщиков. Сергей Брилев, Дима Киселев и многие ведущие являются на все сто процентов моими учениками. Я с ними возился, курировал их работу, отправлял за границу и так далее. Со многими отношения поддерживаю и сегодня. Когда я появляюсь в Яме (ВГТРК – А.С) или на Радио России, со мной здоровается половина коридора.