Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Мы просто тут служим искусству

Развлечения
Голубоватое здание багетной мастерской РОСИЗО оказалось в самом центре арбатских переулков.

А вот и наш герой - Николай Николаевич Кудряшов. По внешнему виду – профессор искусствоведения. По профессии – глава багетной мастерской. Вопросы и ответы как в забытой игре «Что? Где? Когда?»:

- Говорят, первым багетчиком был Иисус Христос.

- Очень интересно. Киньте мне, пожалуйста, ссылку в электронную почту. И Булат Окуджава? Ну, что ж, он вполне мог. Верю.

- Николай Николаевич, багет для телевизионной панели или ноутбука вы смогли бы сделать?

- А почему нет? Ведь багетом называется рамная рейка. И из нее можно сделать любую раму для любого предмета.

Мы проходим внутрь. Углы, уголки багета на любой вкус. На стене есть даже варианты оформления для любимых коллекций. Ну, не у каждого же этюд художника Шишкина в кабинете висит? Разговор крутится вокруг необычных рам. Николай Николаевич задумчиво трет лоб:

- Лет 12 назад мы сделали шестиметровую раму для архитектурного музея имени Щусева. Естественно, не о каком транспорте речи идти не могло – мы несли ее до Воздвиженки на руках, так как она была в сборе. Готовили мы ее для огромных архитектурных рисунков. И вообще, все, что связано с этим музеем, необычно для работы. Ведь там находится большое количество рисунков и чертежей архитекторов начала советской эпохи. И все это огромные работы.

Рассматриваю стены мастерской – иконы, карты, плакаты, репродукции. И у каждой свой багет. На полу огромная стопка рам. Кстати, из какого материала?

- Только из дерева, - и Николай Николаевич начинает загибать пальцы, - липа – лучше режется, сосна – держит форму, дуб ценен за крепость и умение держать форму. Березовых рам не встречал, но это вовсе не означает, что из этого дерева рам нет. А вот из пальмы – сам делал. И вообще, каждый мастер выбирает материал самостоятельно.

- Сколько видов багета существует, Николай Николаевич?

- Их никто не считал. Могу только предположить, что их от 3 до 5 тысяч. В нашей мастерской мы используем около двух с половиной тысяч. Потому что багет – это мода. Сегодня пользуется спросом один, завтра – другой.

- Мода, устойчивой интерес к которой появился лет семь назад? В 2000 году в Люберцах не существовало багетной мастерской. А теперь они открыты в каждом городе.

- Это связано с открытием железного занавеса, появлением предпринимательства, финансовым достатком и общим повышением культурного уровня у нашего народа. Одно из самых больших производств багета – в Италии. Поменьше в Испании. Потом Чехия. И все это приехало к нам в Россию лет 15 назад. Я вам больше скажу - у нас недооценен потенциал оформления внутренних пространств жилищ, рабочих мест, общественных помещений. И для этого вовсе не обязательно использовать картины выдающихся или известных художников. Вовсе нет! Награды, дипломы, любимые фотографии, рисунки ваших детей, собственные коллекции. Даже гербарии, необычные столовые приборы. И все это оформляется в рамы. Я не могу сказать, что у нас при советской власти был полный провал, вовсе нет. Был Калужский комбинат, который выпускал багет. Но у него ассортимент был мизерным - только для картин и репродукций. Первое – для музеев, второе – для широких масс.

- Николай Николаевич, а картина может жить без рамы?

Мастер задумывается, лукаво улыбается:

- Это тоже хорошо. Потому что в нашей работе все начинается с картины. Наша работа – производная от нее. Мы понимаем, что мы в этом деле вторичны. Ну и что ж…

- Багетчик может облагородить посредственное произведение искусства?

- Ну, вот скажем, копии, как пример? Или постеры, они сегодня многим нравятся. И, кстати, вполне хорошо смотрятся в раме, которая соответствует эпохе, стилю. И самому произведению.

- Считают, что умение рубить рейку, собирать рамы и натягивать холст – в этом и есть вся работа багетчика.

- Это схема. И бывает, один человек может сделать все: тогда он мастер.

- А что нужно для успешной работы?

- Чувство меры. Надо уметь представить, как определенная рама относится к определенной картине. Станет ли она ее частью…

Отчеркнет картину от окружающей среды… Для хорошего оформления картины важно не только чувство прекрасного, но и знание оптических закономерностей, применяемых в изобразительном искусстве, «золотого сечения».

Но и это еще не все. Нужно правильно взять предмет - если это рисунок или фотография - обязательно в перчатках. Внимательнейшим образом его осмотреть. Ни в коем случае не ронять. Просто так не класть, даже на время. Взял – работай. И вообще, Ирина, все должно быть подготовлено задолго до того, как появится предмет, который мы «оденем» в багет.

- А вам страшно не бывает? Такие ценности берете руками, пусть даже и в перчатках.

- Мы не просто сотрудники мастерской, мы служим в музейной багетной мастерской. Для нас любая вещь важна и ценна, потому что это часть нашей работы. Попади к нам Леонардо да Винчи или вышивка с петушками – все это произведения искусства. Меру своей ответственности мы понимаем: бдительно и тщательно делаем свою работу. Мы же здесь как пограничники – мы тоже охраняем государственное достояние.

- Есть «непослушные» картины?

Николай Николаевич меня тактично поправил:

- Сложные. Однажды нам принесли небольшой этюд Герасимова. Было очень трудно сделать под него раму, потому что сложно было понять, как делать. И по цвету. И по форме. Но, в конце концов, нашли выход – подобрали очень красивую классическую рамку. И, хотя, она была сама по себе, а картина сама по себе, вместе они смотрелись замечательно. Соединились.

- Тенденции развития в современном багетном деле есть?

Николай Николаевич смахнул невидимую пылинку с подрамника:

- Есть периодическая смена самого багета. Например, формы, покрытия. Вновь созданного не так и много. Или напротив, много, но можно действовать как импрессионисты, которые вынимали картины старых мастеров и вставляли свои. С тех пор любое современное может быть вставлено в старую раму, а старое произведение искусства в современную раму. Бывает, подходит. Но! Надо пробовать, опять же, соблюдая чувство меры. Так вот, вы спрашивали о тенденциях. Одна из тенденций так называемая «американская коробочка». Когда торец и боковая часть картины не закрывается рамой, а остается открытой. Зачем? Ради украшательства. И еще. Живопись делается не просто в край, а еще закрашивается и боковая часть. Да, да, правильно…Но когда я увидел рамы, в которые «одеты» работы художника Сержа Шершуна, оформленные лет 60 назад, я понял – «американская коробочка» не так уж и нова. Вот так…Должно что-то сильно измениться в изобразительном искусстве, чтобы что-то изменилось и в багетном деле. А пока старые рамы одевают на вновь созданные телевизоры и мониторы.

СПРАВКА «ВМ»

РОСИЗО – государственный музейно-выставочный центр, разрабатывающая и организующая выставочные проекты по заказу государства и коммерческих структур. Создан в 1959 году по инициативе Министерства культуры РСФСР.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.