Евгений Стычкин: непросто жить, играя чертей вроде Сталина и Гитлера
- Евгений, в вашей фильмографии — Пушкин, Лермонтов, романист Павлик из «Кошечки», Сент-Экзюпери... Режиссеры настойчиво видят в вас писателя...
- Глядя с этого ракурса на свой послужной список, вижу еще одного писателя — Патрика Марбера в пьесе «Ближе» «Другого Театра», постановка Владимира Агеева. С детства я мечтал стать писателем, но мне не хватило смелости. Я написал приключенческий роман в 6 лет, потом пару сказок, несколько стихов. Но с каждым разом я все с большей неохотой делился своими произведениями с обществом. Сегодня я запускаю заново маховик: пишу сценарии, выпустил книгу воспоминаний бабушки. Артист обязан писать. Наша профессия неразрывно связана со словом.
- О роли Антуана де СентЭкзюпери в мюзикле «Маленький принц» вы сказали: «Я одновременно играю всех и никого»...
- Режиссер Никита Дмитриевский придумал сложнейшее сочетание балета, драмы и визуального искусства. Он создал спектакль, который при всей своей несхожести с оригиналом должен сегодня вызывать похожие чувства. Зритель сам выбирает, на что ему сейчас смотреть. Режиссер рассказывает историю на нескольких языках. И зритель становится соучастником.
- В каких новых проектах вы сейчас заняты?
- Видимо, Сент-Экзюпери, будучи и летчиком, и писателем, стал для меня мостиком к новой профессии, и теперь мне предстоит играть одних летчиков. Сейчас снимаюсь в кино, где играю пилота. Белая рубашка, галстук, очки Рей-Бен. С пилотом может сравниться только капитан парусного судна. Если бы не был женат, набрал бы армию поклонниц!
- Евгений, искусство имеет право или обязано воспитывать личность?
- Искусство, мне кажется, обязано отражать реальность и при этом не опускаться до уровня памфлета.
- А актеры?
- Мы рискуем своими эмоциями, своей душой. В Средневековье актеров хоронили за пределами кладбища, в том числе и потому, что верили: играя кого-то, ты частично берешь на себя его судьбу.
Я верю, что мы разделяем со своими героями судьбу, и их опыт, пусть в небольшой мере, становится нашим.
Важно не заиграться. Иначе как жить, играя чертей вроде Сталина или Гитлера?!
- Замечу, что они вам не по возрасту... Как справлялись с такими ролями?
- Я часто был младше своих героев. И мне приходилось искать качества, которыми я не обладал, чтобы до них дотянуться. Теперь бывает наоборот. И нужно что-то прятать.