Работа с «огоньком»
- Я – быстро обучаемый мужчина.
Поначалу я не поверила, любит наш народ перед журналистами покрасоваться. А потом стала мысленно загибать пальцы: токарь, слесарь-сборщик, электромеханик, водитель грузовика, таксист, водитель КрАЗа. Еще Миронов успел создать и поработать семь лет в ремонтно-строительной фирме. В 2003 году решил снова уйти в шоферы.
- Но чувствую – тяжело, устаю я от баранки, - признается Ефим Леонидович, - потому что мегаполис наш стал таким огромным, перегруженным…Посидел, подумал, прикинул, а что, если в газоэлектросварщики пойти? Варить металл я умею… Но нужен документ соответствующий. Отучился, увидел объявление в местной газете и вот работаю уже третий год.
- Ефим Леонидович, а без диплома смогли бы?
На лице могучего мужчины нет ни тени сомнения.
- Конечно. Я ж в молодости как увидел, как работают сварщики, загорелся научиться. Попросил. Растолковали, объяснили: что к чему. И раз пять дали самостоятельно попробовать. Понимаете, когда практика рядом с теорией, тем более, если у тебя есть огромное желание научиться, и ты подключаешь к этому процессу еще и голову, то все становится просто. Ну, еще у меня есть способности ко всякой технике, я просто с лету схватываю. Поэтому для меня сложностей не было и со сваркой. Аргонно-дуговую, автоматическую, электродную, газовую сварки я знаю досконально. Основная работа – ремонт ограждений на территории Северного Медведково.
- Часто ломают?
По тому, как тяжело вздохнул Ефим Леонидович, я поняла – попала в болевую точку.
- Очень. Особенно достается заборам и контейнерным площадкам. Безбожно бутузят их автомобилисты. Вот на днях я ремонтировал площадку, где стоят мусорные баки, смотрю, четверка передом разворачивается. Ей припарковаться надо. То есть, чтобы сразу у родного подъезда встать. Раз об забор, бобом об бордюр! Все. Поставил машину, вышел, пошел домой. Ну, а нам дополнительный ремонт. И знаете, откуда это пошло неуважение к чужому труду? Объясняю. Вот ввели новый закон, по которому водители должны пешеходов пропускать на зебре. И после этого пешеходы благополучно перестали обращать внимание на все машины. Они стали не просто медленно переходить. Они практически стали плыть, этакими гусями-лебедями по пешеходному переходу. И видно по лицу пешехода как ему приятно – ведь у него преимущество перед любым видом транспорта. Хотя раньше в правилах было замечательно написано: пешеход должен переходить дорогу, убедившись, что нет транспорта. Машина не может остановиться мгновенно. Тем более машина пожарная, полицейская, скорая.
- Но когда тебе уступают, ты наливаешься гордостью. И все говорят: теперь в Москве как в Европе.
- …Знаете, Ирина, все-таки должна быть взаимная вежливость, а не односторонняя. Пешеходы эту вежливость теряют, также как и жильцы домов, автомобилисты к тем людям, которые их обслуживают.
- И это не зависит не от возраста, менталитета?
- Чем старше – тем хуже. Вот вам, пожалуйста, пример. Строители, когда настилали на детской площадке безопасное покрытие, типа ковролина, не подняли лавочки. В результате их высота стала меньше. Жители жаловались, требовали вернуть скамейки на прежнюю высоту. Ну вот, и пошли мы с помощником возвращать лавочки на исходную позицию. Только приступили, выходит бабушка: «Зачем вы это делаете? Мне сидеть на ней будет неудобно». Я пытался ей вежливо объяснить, что мы устанавливаем лавочки на прежнюю высоту. Тем более что все жильцы близ лежащих домов этого хотят. Она основательно уселась на лавочку. Я говорю: посмотрите, вам же неудобно на ней сидеть, слишком короткая высота для ног. Бабушка делает вид, что меня не слышит. Я на всякий пожарный звоню начальнику, объясняю ситуацию. Он говорит: работай. Пробую обратить на себя внимание. Бесполезно. Ладно, работаю. А бабушка начинает истошно орать, ну словно иерихонская труба! Но с лавочки не сходит. Вцепилась просто насмерть, аж жилы выступили на руках. Ладно, ее дело…Когда же я работу закончил, она меня матом так обложила, что у меня аж спина вспотела. Вот вам и бабушка.
- То есть получается, что самое сложное в вашей работе это отношения с людьми?
- Да. Мы, конечно с ребятами, и злимся, и смеемся… Не раз говорили - надо отобрать у таких бабушек фотоаппараты с компьютерами, чтобы они не активничали не по делу.
- Ефим Леонидович, вы 30 лет прожили в Кунцево. Что вас удивило в Северном Медведково?
- Заборы. Я такого количества заборов ни в одном районе Москвы такого не видел. Вот посмотрите, видите из окна кусочек земли? Жители района замучили – огородите его забором! Зачем? Никто не знает. Машины там не паркуются – рядом есть площадка для авто. Тем более что теперь везде высокие бордюры – легковые машины туда заехать не смогут. Детской площадки там нет. Но! Жители Северного Медведкова требуют: огородите это место забором! Я помню Москву, когда на месте всех нынешних заборов рос кустарник. Люди сами сажали – сирень, жасмин, спирею. Да, мы пацанами через него прыгали, лазали, но это нормально. А заборы? Я говорю жильцам, а может вам двухметровых заборов не хватает, с колючей проволокой? И как только начинаешь где-то работать, тут же пожилой человек выбегает и просит поставить еще тут, тут и тут забор.
- Вы три года работаете сварщиком. Значит, и в зной, и на морозе. Сложно?
Ефим Леонидович повел литыми плечами.
- А чего тяжелого? Нормальная физическая нагрузка.
- Приступая к работе, вы можете представить конечный вид изделия?
- А как же. Без технического мышления работать просто нельзя. Я должен не просто представлять – точно знать и в определенных размерах - что из этого получится. Чертежи читаю с листа, конечно. И когда заказываю материал, говорю: сколько и чего мне требуется для работы. Потом я самостоятельно этот материал режу и в итоге делаю изделие.
- Какой материал заказываете?
- Железо – квадраты 25х25, 40х40, 50х50, и разных диаметров трубы. Все от потребностей зависит. Например, на заборы идет труба 25х25.
- Ваша профессия во все времена была на вес золота.
- Согласен, квалифицированный сварщик всегда был востребован. Но в нынешнее время, Ирина, моя профессия стало редкостью. Впрочем, как и любая строительная. Потому что профобразование кануло в Лету, техническое образование туда же. Институтов нет, университетов мало. Одни академии и выше. А на земле то кто работать будет? Вот и получается, что те самые рабочие, как класс, искоренили. Я никого не виню. Просто констатирую, что практически нет токарей, сварщиков, каменщиков, штукатуров, маляров. Квалифицированных, конечно. А то, что к нам приезжают гости из дальнего зарубежья – так они ж без всякой квалификации. Хотя спроси у любого: какую работу можешь делать, дорогой? Он радостно ответит: всякую, все могу работать. И как только эта практика началась – принимать на работу гостей из дальнего зарубежья, пошли разговоры, дескать, русские работать не хотят, москвичи обленились! Вовсе нет.
Но почему я – квалифицированный специалист должен работать за те же деньги, что и обыкновенный дехканин? А хозяину лучше взять дехканина, потому что им управлять легче. Ему платить можно меньше. Он работать будет круглые сутки. И можно не соблюдать никакой техники безопасности. Потому что дехканин просто не знает что это такое. Он же дехканин. Вот он сварил очень быстро, все моментально распалось и после этого прихожу я и начинаю переделывать. Слава Богу, у нас в Северном Медведково конкурентов среди сварщиков нет. Я один на участке - от Студеного проезда до Шокальского и от Северодвинской до Полярной. Машина у нас пока одна единственная. Должны купить еще два автомобиля, один из них будет для меня. Потому что в любом месте, где работаю, нужно вести генератор, сварочный аппарат, инструменты, трубы. По весу больше 100 килограмм.
- А где еще с железом работаете?
- На даче делаю все, что нужно из железа – парник, сам под стекло соорудил, летние столы…
- С завитушками?
Губы мастера тронула улыбка:
- Для них нужен определенный инструмент, под завитушки-то. Станок, который гнет металл. А я сделал обыкновенные столы, а столешницы выложил деревом. Мойку, канализацию под дом делал. Ну, еще электрику, сантехнику, слесарные, столярные работы. Инструмент весь у меня дома есть.
- Это важно иметь именно свой инструмент?
- Если человек что-то умеет делать руками, то это важно – иметь свой инструмент. А, если не умеешь, то он и гвоздя не забьет.
- Увлечение это продолжение работы?
- Я бы сказал так: для меня они неразделимы. Работа с увлечением. Или увлеченность работой
- И не скучно?
- Мне никогда не приходилось скучать. Не знаю, что это такое. Для меня время не тянется – бежит.
- Ефим Леонидович, а вы знаете, что Эрих Хонеккер, многолетний руководитель германской демократической республики работал сварщиком на Магнитогорском металлургическом комбинате?
- Да что вы! Значит, мы с ним одной крови.
Справка "ВМ"
Газоэлектросварщик – рабочий специалист по сварочным работам.
Советы от Ефима Миронова
Газоэлектросварщик должен уметь работать с электроинструментом, знать правила сварочных работ. Быть физически крепким. Иметь хороший глазомер. Уметь аргументировано отказывать начальству. Руководителю все равно, какая погода на улице. Ему нужна хорошо выполненная работа, у него план горит. Надо иметь смелость отказать. Потому что последствия – если ты работаешь под дождем, снегом, при повышенной влажности – могут быть печальными.