Вот такая, брат, Родина...
Бальная зала, паркет, дамы в платьях в пол. Чуть в стороне меряет шагами пространство, напоминая тигра в клетке, Машков. Актеры готовятся к съемке сцены и ожидают команды режиссера. Снимается светский прием образца 1999 года.
«…И вот залегли мы вокруг костра с автоматами, готовые к бою. Шаги в темноте не стихали. И тогда я не выдержал и бросился прямо туда, на звук! И напоролся на что-то колючее. Это был еж! Оказалось, у него шаги, как у человека», - Владимир Машков в черной форме с золотыми полковничьими звездами на погонах и с бокалом шампанского в руке вспоминает самый страшный случай на войне. Вернее, не сам Машков рассказывает, а его герой, полковник Брагин. Впрочем, разделить героя и актера уже трудно, Владимир просто живет в роли. В фильме есть эпизод, когда изможденного полковника Брагина находят в плену, прикованным к стене. Три дня не ел Владимир, что бы выглядеть в кадре реально. И сцена получилась такой, что плакали даже парни - звукорежиссеры!
- Кастинга у нас практически не было, только пробы. Актерски это очень сложная задача, поэтому мы работали точечно, - рассказывает продюсер Тимур Вайнштейн.
Сложна задача для актеров еще и тем, что главные герои… немного не в себе. Как почти во всех фильмах Лунгина.
- Герои, которые меня интересуют, находятся в пограничной ситуации, между нормой и какой-то формой безумия. Конечно, это моя тема – человек на грани, - объясняет режиссер.
- Маш, надо, чтоб светились глазки, смотри на него с чувством гордости и радости!, - Павел Лунгин рассматривает во время съемки на мониторе крупный план лица Мироновой. Она играет жену главного героя, которая, спустя время после смерти мужа смогла снова полюбить. Но избранником оказался родной брат Алексея, Дмитрий.
- Типичный любовный треугольник, но выход из него диаметрально полярный тому, что я играла до этого. Героиня воссоздает семью из пепла. И основная тема моего персонажа – сохранение семьи через жертву всем, чем только можно, - рассказывает Мария.
Съемочная площадка покрывается завесой дыма. Оказывается, в последнее время такой прием используют все операторы, это помогает создать глубину кадра. А в случае этого фильма дым еще и будто накладывает на лица людей слой прошедшего с той поры времени, невероятным образом делая современных нам актеров массовки людьми из «лихих девяностых»… Снова «мотор». Сейчас Андрей Мерзликин, играющий главного отрицательного персонажа – олигарха-депутата, знакомит полковника Брагина и его жену с присутствующими. И вот беда - даже с третьего дубля ему никак не удается правильно произнести фамилию присутствующего военного чина. «Генерал – полковник Склеротик!» - кричит Лунгин Мерзликину. И даже покидает свое режиссерское кресло, идет на площадку к актерам, повторяя и повторяя нужную фамилию. Интересно, что сначала Андрей должен был играть брата Брагина, но в последний момент режиссер предложил ему роль главного злодея.
Между тем, с фамилией разобрались. Лунгин возвращается на свое место, командует «мотор» и отхлебывает чай из… объектива! Через несколько мгновений приходит понимание, что это просто термокружка необычной формы. Времени попить чай из традиционной посуды у Лунгина нет.
– Очень устаю, 12-ти часовая ежедневная съемка - это тяжелый труд. Сбылась мечта коммунистов – соединение умственного и физического труда, – шутит режиссер. - Чувствую, что этот проект мне поддается. Были моменты огромного наслаждения тем, что происходило в кадре.
Радостно слышать такие слова от знаменитого режиссера, работающего, как ни крути, над телепродуктом.
– Сериалы сегодня это такая же большая форма, как и полнометражные фильмы. Зачастую по бюджету они превышают полный метр. Большие режиссеры переходят на телевидение. К сожалению, сегодня кинопрокат стал аттракционом, а наша Родина для думающей аудитории, которая сегодня, в основном, у телевизора, - прокомментировал Тимур Вайнштейн, продюсер фильма.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Лунгин, режиссер, автор отечественной версии сценария:
- Картина получается масштабной, это не сериал, который снимается в картонных стенах. Работаем очень плотно, стремимся, чтобы материал был разнообразный. Считаю, что у телевизионного кино огромное будущее, полнометражное кино становится все больше детским, сказочным, зрелищным. А драма, психологизм, интрига, сложный сюжет — все это переходит постепенно в телевизионное кино. Оно имеет возможность быть таким же глубоким, как роман. А сравнения с крайне успешным американским и израильским продуктом я не боюсь. У нашего фильма та же скелетная основа, что и у предшественников, а то, что вокруг, сам способ существования актеров, метод съемки будет сильно отличаться. В целом проект мне кажется очень интересным, поэтому я за него и взялся. Мои ожидания оправдались, испытываю огромное наслаждение от происходящего в кадре.
СПРАВКА
Многосерийный телефильм «Родина» производится студией ВайТ Медиа, генеральный продюсер Тимур Вайнштейн. Предполагается двенадцать серий, которые выйдут в эфир в 2015 году. Максимальную достоверность действия обеспечивают эксперты из разведывательного управления.