Черно – белое бессмертие
Уже больше года прошло с того дня, как ушел из жизни отечественной культуры Борис Томбак. Его называли вдохновенным поэтом и главным мистиком архитектурной фотографии. Он совсем не вписывался в наше меркантильное время, будучи отстраненным созерцателем-поэтом. Он вообще человек, живший вне конкретного времени и реального пространства. Потому на его архитектурных фотографиях, что бы он ни снимал – древние монастыри или сталинские высотки, царицынские руины или современные здания, - никогда не увидишь людей. Есть небо и воздух, свет и тень, земля и вода. Извечные материи, на фоне которых и сталкиваясь с которыми, существует та или иная постройка. Все снимки черно-белые, что уничтожает косметическую “красоту” бытия, как рентгеном обнажая его неизменный каркас. Томбак, как демиург, создает гармонию из хаоса, стирая случайные черты мира. Стирая часто в прямом смысле слова: при ручной печати фотографий он часто затемняет целые фрагменты, работая на контрасте светлого центра снимка и его затемненных краев. Ему удается зафиксировать некие невидимые глазу мистические аэродинамические процессы, вихрящиеся вокруг привычных зданий. Любовь художника к творческим экспериментам привела к появлению нового стиля в фотографии – спиральной фотографии.
Борис Шаевич Томбак родился 28 марта 1945 года в московской интеллигентной семье. Детство и юность будущего художника прошли на Сретенке, в самом центре Москвы. Бесценными были для него прогулки с дедом, Елисеевым Иваном Степановичем (историком по образованию), по старым улочкам Москвы и по Подмосковью, сопровождавшимися интересными экскурсами в историю. Именно Москва будет вдохновлять Бориса на протяжении многих лет, здесь он создаcт свои лучшие произведения. Учился на кинооператора во ВГИКе, работал в «Моспроекте-2», издавал свои работы в «Московском рабочем», «Стройиздате», «Советском художнике», «Искуccтве». Принимал активное участие в выставках, в издании альбомов о московской архитектуре и об архитекторах ( «Город и человек», «Архитектура Большого театра», «Сокровища Москвы», «Диалог путеводителей», «Музыка в камне», «Архитектурные шедевры», «Архитектурные прогулки по Москве», «Архитектура Москвы 1930-1950г.г.» лондонского издательства «Академия»).
Иллюстрации Томбака – это лицо отечественной архитектуры для тех, кто еще не был в России и только собирается увидеть чудесные здания, запечатленные в его книгах. Чудесные, потому что Томбак обладал даром увидеть в реальности идеальное. Он возвращал постройкам красоту и величие мечты, которая всегда лежит в основе архитектурного замысла и которая часто бывает оскорблена несовершенством воплощения, мусором времени и трудностями жизни. Без сомнения, это волшебство, которое нельзя свести к мастерскому владению фотографическими приемами, ретушью, экспозицией или выбором ракурса. За всем этим нечто значительно большее – искусство. Томбак – настоящий поэт фотографии, что удивительно, потому что он имел дело с жанром объективным и точным. В последние годы мастерство и яркая индивидуальность, объединившись, дали новый импульс творчеству. Томбаком созданы серии работ, посвященные архитектурным ансамблям Кремля и Новодевичьего монастыря, Храму Христа Спасителя, архитектурным памятникам музеев-заповедников «Коломенское», «Царицыно», «Кусково», а также серии из путешествий по России и зарубежных поездок.
В Москве с начала 2000-х годов прошло несколько персональных выставок Бориса Томбака в Центре культурно-делового сотрудничества «Белые палаты на Пречистинке» и в «Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. Щусева». Его работы известны во всем мире. Он, безусловно, является абсолютным мэтром российской архитектурной фотографии.