Деревня дураков. Место, где живет надежда
- Марина, почему вас интересует эта тематика и почему она любопытна современным москвичам, горожанам?
- Мне кажется, спектакль «Деревня дураков» не о деревне именно, а вообще о наших людях, о корнях, о нашей стране, о том русском пространстве, в котором мы все находимся. По крайней мере я бы не стала делить героев на горожан и на жителей деревни, потому что даже в кибировской деревне половина людей — те, кто приезжает в нее из города.
- Тогда можно ли сказать, что вы ставите патриотические спектакли?
- Они патриотические в том смысле, что я выбираю для постановки произведения, в которых есть правдивый, как мне кажется, взгляд на происходящее и в деревне, и в целом в стране, с людьми. Я выбираю материал, в котором есть вера в страну и надежда на людей. А это есть и в романе Кибирова «Лада, или Радость», и в романе Натальи Ключаревой «Россия, общий вагон».
- Этот текст ведь довольно мрачноватый, вам так не кажется?
- Там много страшного, но не меньше и смешного, и доброго. В основе романа — наблюдения двух главных героев за разными людьми, которые их окружают. На первый взгляд это вроде бы не связанные друг с другом сцены, мысли, люди, типажи, которые окружают этих двоих молодых людей. В результате же, как мне кажется, возникает объемная картина, отражающая современную реальность, в которой мы существуем.
- И этот «объем» вы решили передать с помощью такого большого количества персонажей? Ведь в спектакле заняты 25 человек.
- Но и в самом романе очень много героев. И, кстати, мне вообще интересно работать с молодыми актерами МХТ, размышлять с ними о жизни.
- Что еще вы хотели бы поставить после «Деревни дураков»?
- Еще одна вещь, которая меня не отпускает, — роман Сенчина «Елтышевы», он тоже о русской деревне. Я уже веду переговоры с одним театром.
- По форме «Деревня дураков» будет в популярном сейчас жанре вербатим? (От лат. verbatim — «дословно»; документальный театральный жанр, в котором актеры произносят со сцены реальные монологи и диалоги обычных людей. — «ВМ».)
- Нет, спектакль будет в драматической форме. Ведь сам роман Ключаревой — все-таки литературное произведение. Он не состоит из живых монологов конкретных людей. Роман — это такой коллективный рассказ о жизни, а у нас будет рассказ с показом.
- Чем именно вас так привлекла Наталья Ключарева?
- Она молодой талантливый человек, которых мы постоянно ищем, и когда они находятся, это очень радостно. И мне невероятно хочется, чтобы этот материал о сегодняшнем дне, сегодняшней жизни звучал со сцены именно сегодня.
СПРАВКА
Марина Брусникина родилась 9 февраля 1961 года в Москве. Окончила в 1982 году Школу-студию МХАТ (курс Олега Ефремова). В 1985 году была принята в труппу МХАТ. Марина — помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова, заведующая кафедрой сценической речи Школы-студии МХАТ. Актриса. Режиссер.