Пушкина избавят от участия в капустнике, а электротеатр поставит оперный сериал
Большой театр
Еще две премьеры готовит в этом году главный театр страны. 27 февраля там представят оперу Чайковского «Пиковая дама», посвященную 175-летию композитора. Эта совместная российско-французско-голландская постановка обещает стать громкой оперной премьерой хотя бы из-за двух имен ее создателей: режиссер «Пиковой дамы» — петербургский мэтр, худрук Малого драматического театра Лев Додин, художник-постановщик — соавтор ныне покойного Юрия Любимова Давид Боровский.
Следующая мировая премьера, на этот раз балетная, состоится в Большом 11 марта. Свою версию «Гамлета» представит интернациональная команда: хореограф-постановщик молдаванин Раду Поклитару, режиссер-постановщик британец Деклан Доннеллан и его соотечественник художник Ник Ормерод, оформлявший много спектаклей в том числе по русской классике.
Театр Et Cetera под руководством Александра Калягина
Теперь к театру драматическому. Одну из самых ожидаемых премьер этого года покажут уже 17 января. Известный немецкий драматург Петер Штайн поставил в московском театре «Бориса Годунова». Штайн известен своей любовью к русской классике: в разные годы он ставил «Дачников» Горького, «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского, «Три сестры» и «Вишневый сад» Чехова. Кроме этого, его можно назвать одним из последних выдающихся «традиционалистов» в театре: в эпоху всяческих экспериментов он остается приверженцем системы Станиславского.
«Это классическая постановка «Годунова», никакого вульгарного осовременивания в ней нет, — говорит заведующая литературной частью Театра Et Cetera Татьяна Никольская. — Уверена, что зритель у этого спектакля будет, потому что зрителям надоели «капустники на тему», они хотят услышать классическое произведение. Причем сам Штайн уверен, что «Годунов» назван «несценической пьесой» совершенно незаслуженно. Он режиссер, который исходит из текста. Штайн говорил, что для режиссера-постановщика главное внимательно прочесть текст, в данном случае пушкинский.
А поскольку это классика, современность в постановке возникает сама собой, хотим мы этого или не хотим».
Театр на Малой Бронной
22 января здесь пройдет еще один премьерный показ спектакля Сергея Голомазова «Формалин» по одноименной пьесе Анатолия Королева. Подчеркнуто «литературный» спектакль, будучи вытеснен со сцены более выразительными и яркими жанрами, вновь становится актуальным и даже новаторским. Постановку можно назвать и психологическим триллером, и интеллектуальным детективом, но в первую очередь это глубокое погружение в человеческую душу.
«Спектакль уже вызвал полемику и полярные реакции среди тех, кто его видел — от неприятия до восхищения, — рассказывает режиссер-постановщик «Формалина», худрук Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов. — Мне кажется, что нужно обращаться к современным текстам, современным темам и проблемам, разговаривать со зрителем на современном языке. Мне, честно говоря, немного надоело ставить традиционные пьесы с началом, серединой и концом о людях, которые жили в прошлом веке. А этот спектакль, я думаю, вызовет интерес, смешанный с оторопью».
Электротеатр «Станиславский»
Новый театр с богатой историей — такое парадоксальное определение можно дать «Станиславскому». На месте дореволюционного «электротеатра» «Арс» и Оперно-Драматической студии Станиславского 26 января официально откроется театр, занимающий почти квартал (!). Зарубежные звезды будут ставить там спектакли с нашими артистами. А сам худрук электротеатра Борис Юхананов в мае поставит целый фэнтезийный «оперный сериал» «Сверлийцы». Его можно будет послушать как и целиком, так и каждую «серию» по отдельности.
А 26 января на церемонии открытия театра покажут «Вакханок» Еврипида в постановке греческого мастера Теодора Терзопулоса.