Короткий метр поэзии: что не убивает, делает нас взрослее
К Вере Полозковой относятся по-разному. Одни называли ее Димой Биланом от литературы, другие — вундеркиндом. Сейчас споры вокруг 28-летней поэтессы, кажется, поутихли. То, что Полозкова, стихи которой собирают не только лайки в соцсетях, но и стадионы, — явление, признали, кажется, даже ярые противники. Впрочем, спектакль «Вера Полозкова. Короткий метр» — скорее для тех, кто любит vero4k’у и читал ее ЖЖ, хотя и для первого знакомства постановка вполне подойдет.
Поэзия Полозковой тут подана с приправами в виде рок-музыки и фрагментами кадров, снятых в духе и настроении фильмов Тарантино, Джармуша и Коэнов. Это, пожалуй, и есть (если не считать отсутствие самой Веры на сцене) главное отличие этого поэтического спектакля по стихам Полозковой от двух других, поставленных Эдуардом Бояковым в «Практике» и «Политеатре». Главной фишкой «Короткого метра», вероятно, должна была стать игра в кино, которую затеяли режиссер Руслан Маликов вместе с художницей Алисой Меликовой. Однако сходств у постановок все-таки больше, чем различий: актеры Алиса Гребенщикова, Павел Артемьев, Ирина Михайловская и Юлия Волкова уже сыграли у Боякова, да и многие стихи были прочитаны тоже. Из-за этого «Короткий метр» звучит продолжением тех двух спектаклей и воспринимается частью трилогии. Только уже с повзрослевшими героями и повзрослевшей главной героиней — Верой Полозковой, которая все-таки появляется в спектакле, мелькнув на экране в последнем ролике хроники.
И в этот момент вдруг включается странный механизм узнавания. При появлении Веры начинаешь чувствовать, что Бернард, пишущий Эстер, мать-алкоголичка, растящая дочь скрипачкой, старший и младший Кноллы — все персонажи стихов поэтессы все это время были где-то рядом.
Полозковская поэзия, которую критикуют эстеты, но которую по-прежнему пересылают вдруг другу в фейсбуке и читают на вступительных экзаменах в театральный, вдруг стала частью нас. Да и грустный факт: у старух будут «наши, девичьи, имена» в «Коротком метре» констатируют. Правда, добавят — прямой цитатой из стихотворения Полозковой «И триединый святой спецназ» — все, «что не убивает нас, делает нас большими».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алиса Гребенщикова, актриса:
- Верины стихи для меня — это два совершенно разных полюса. С одной стороны, это интимный разговор с близким другом, полночный шепот в доме, где все уже спят. В такой момент ты честно говоришь о вещах, которые тебя по-настоящему волнуют. С другой стороны, эти строки — дыхание поколения. В своей поэзии Вера безжалостно препарирует себя, свои чувства, и мне нравится проделывать этот хирургический путь вслед за ней. Именно этим я и занимаюсь, выходя на сцену в спектаклях по текстам Веры. Вера режет себя, как автор, я — как исполнитель. И скальпель у нас один на всех.